Красная горка — праздник Весны

Красная горка — это праздник встречи Весны. Раньше в народе слово «красная» означало – «красивая». «Горка» – название любого гулянья. Их обычно проводили на горках, возвышенностях. Причина места проста. С наступлением тепла начинал таять снег. Земля раскисала, появлялась грязь. На возвышенностях под лучами весеннего солнышка почва быстрее высыхала.

Этот день считался праздником молодёжи, так как парни и девушки  могли собраться после поста, попеть, поиграть, поводить хороводы. Выбиралась «хороводница», которая при первом проблеске солнца, благословясь, выходила на середину круга и произносила заклинание:

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное вёдрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу — того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имярек) на многие годы, на долгая вёсны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»

Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницей, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку. Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту — третья. После песен принимались за угощенье, начиналась весёлая пирушка!

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Этот праздник, как и многие другие, вобрал в себя как христианские обряды, так и отголоски древних языческих ритуалов. Об это говорит само название: «Красная горка». «Красный» сегодня воспринимается в значении «красивый». Холмы и горки после долгой зимы первыми показываются из-под снега, покрываются первоцветами и раздуют глаз, напоминая о том, что весна не за горами.
У древних славян Красная горка была одним из главных сезонных праздников. Когда снег начинал таять, люди славили Ярилу – бога солнца и плодородия, и Ладу – богиню веселья и любви. Неженатые парни и незамужние девушки собиралась на прогретых солнцем пригорках, устраивали гуляния, пляски и игрища. Те, кто ещё был одинок, надеялись в этот день встретить свою пару, а влюбленные назначали на Красную горку свадьбы. Считалось, что и знакомства, и свадьбы, случившиеся в этот день, особенно порадуют Ярилу и Ладу, и они окажут таким парам особое покровительство.
Впрочем, у названия Красная горка было и другое значение. Раньше, ещё до прихода христианства, холмы часто были рукотворными – в них славяне хоронили усопших. По весне на вершинах таких курганов, едва освободившихся от снега, разводили костры, чтобы почтить память предков. Алые огоньки, зажигавшиеся на холмах, также отражены в названии этого праздника.
После крещения Руси в 988 году православные священники быстро поняли, что бороться с древними традициями не так-то просто. Тогда они поступили по принципу: «То, что нельзя предотвратить, нужно возглавить», и подвели под старый ритуал новую идеологическую базу. В результате христианство переосмыслило древние обряды и органично вобрало их в себя. Сохранились обе традиции – играть свадьбы и поминать предков.
А вот название Красная горка стало разговорным. Церковь называет этот праздник Антипасхой, или Фоминым воскресеньем. Слово «Антипасха» означает «вместо Пасхи». Праздник также приурочен евангельским событиям: после воскрешения Иисус явился апостолам, однако Фома в тот момент отсутствовал. Когда присутствующие на встрече ученики Христа рассказали Фоме о воскрешении Спасителя, тот усомнился и в том, что такое возможно, и в том, что Иисус – Сын Божий. Недоверчивый апостол непременно желал лично убедиться и своими глазами увидеть воскресшего Христа. И на восьмой день после воскрешения Иисус показался Фоме. Кстати, народное выражение «Фома неверующий» — как раз об этом.

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.
На этом, восьмом дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. В иудейском и христианском церковном предании число «8» имеет большое значение. Предшествующее ему число «7» завершает земное время, а «8» (связанное с днем Воскресения Христова) лежит за пределами мира, обозначая жизнь грядущую, Царство Божие, поэтому воскресенье после Пасхи называется Антипасха — «вместо Пасхи».

Во вторник, на девятый день после Пасхи, верующие отмечают день поминовения усопших, Радоницу.
ПРИМЕТЫ НА КРАСНУЮ ГОРКУ

* Если на Красную горку нет ветра – будет хороший урожай зерновых, если звёздная ночь – год в целом будет урожайным.
* Если на Красную горку распустился дуб – лето будет жарким. Если же на дубе осталось много прошлогодних желудей – год будет урожайным, а следующая зима – холодной.
* Если громко кукует кукушка – в ближайшие дни на улице будет тепло.
* Если распустились золотисто-желтые первоцветы – скоро потеплеет.
* Остаться дома и игнорировать праздник – плохой знак: можно остаться без любви.
* Свадьба на Красную горку – к счастью в семейной жизни.
* Если поссориться на Красную горку – до Троицы не помиритесь.
* На Красную горку нельзя тосковать и лить слёзы, иначе весь год будет неудачным.
* Если на Красную горку бросить монетку в колодец – обретёшь счастье и благополучие в семейной жизни.
* Так же бросали монетку в водоём или реку, чтобы вернуться в место, дорогое сердцу. Или если хотели, чтобы исполнилось какое-то желание.
* Водить хоровод – привлекать счастье.

Некоторые факты о свадьбах на Руси, которые вы наверняка не знали:
* Во время сватовства родители невесты первый раз должны были обязательно отказать сватам жениха. Тем полагалось поуговаривать, и только после этого можно было соглашаться. А в некоторых северных регионах невеста вообще пряталась. Подругам следовало её «найти» и привести к родителям на «заручины». Причем, было неважно, хочет ли сама девушка замуж или против венчания. После сговора и публичного объявления о нём расстроить помолвку могли только исключительные обстоятельства.
* Большое значение имело время свадьбы. Не считая Красной горки, которая в любом случае считалась самым удачным днём, жениться старались в нечетные даты. И желательно, чтобы это была среда (женский день), четверг (мужской) или воскресенье (праздничный). А вот свадеб во вторник избегали — он почему-то считался неблагоприятным.
* Изначально свадебное платье в русских традициях вовсе не было белым. Собственно, нарядов было два. Первый — венчальный и скромный. Зато второе, праздничное, платье шили яркое — как правило, красного цвета. Вес наряда невесты мог доходить до 15 кг. Одежду расшивали парчой и жемчугом, и, соответственно, чем выше был достаток в семье, тем богаче выбиралось украшение.
* Функцию ведущего-распорядителя (говоря современным языком, «тамады») на празднике выполнял дружка — неженатый родственник (брат) или приятель жениха.   Дружек могло быть несколько. Их задача — веселить гостей и следить, чтобы свадебный обряд шёл, как положено по всем канонам. А вот гостям предписывалось дружек на чем свет стоит ругать и оскорблять — считалось, что необруганный «тамада» принесет молодым несчастье. Он, в свою очередь, должен был все насмешки сносить стойко и отвечать на них шутками.
* По одной из версий, когда-то на Руси обручальные (свадебные) кольца носили не на безымянном пальце, как сейчас, а на указательном. Сами украшения были разные: у мужа — золотое, у жены — серебряное. При этом традиция выбирать для их ношения правую руку осталась до наших дней — это характерно для православия, именно справа налево принято креститься.

ОБРЯДЫ КРАСНОЙ ГОРКИ
С языческих времен Красная горка так и осталось традиционной порой свадеб. Считалось, что если свадьбу сыграть именно в этот день, новой семье даруется долгое и счастливое супружество. Когда в селе или деревне на Красную горку отмечали свадьбу, праздничные и свадебные гулянья объединялись в одно большое торжество. Были у Красной горки и свои интересные обряды.
Окликанье молодых. Молодежь или только девицы шли с окликанием (то есть поздравлением) тех молодых пар, которые женились год назад, в прошлую Красную горку. В субботу, накануне Красной горки, еще до рассвета, нарядно одетые окликальщики собирались весёлой гурьбой и шли по деревне, останавливаясь у домов тех, кому полагались поздравления. Под их окнами устраивалось настоящее представление с песнями и плясками. Потом вся ватага переходила к дому другой молодой семьи, и обряд повторялся сначала. Нужно было непременно поздравить все подходящие пары, живущие в деревне. Так как на Красную горку свадеб было много, то в больших селах окликание могло затянуться на всю субботу.
Омовение с икон. В этот праздник принято было мыть иконы. Использованную для этого воду не сливали. Старейшина рода по очереди умывал этой водой лица всех своих домочадцев, приговаривая над каждым тайные слова о здоровье, богатстве, удаче, любви – кому что было важнее.
Бросание монеты. Для обретения финансовой стабильности на Красную горку нужно бросить медную монету в колодец и пожелать богатства. Помимо богатства, желать можно карьерного роста, славы, поступления в ВУЗ и так далее – так, чтобы пожелание было обязательно связано с возможностью обогащения. А главное – сделать это незаметно, и потом никому не раскрывать.

ВРЕМЯ МОЛОДОЖЁНОВ
Традиция играть в этот день свадьбы и венчаться дошла до наших дней. По словам работников ЗАГСов, даже современная молодёжь, казалось бы, далекая от обрядов далёких предков, специально заранее подает заявление на регистрацию брака, чтобы пожениться на Красную горку.

Русский народный праздник: научно-метод. пособие для работников культуры и образования / отв. ред. М. А. Жигунова, Н. А. Томилов. — 2-е изд., испр. — Омск : Наука, 2006. — 283 с. : ил.

Электронный вариант издания Русский народный праздник: Научно-методическое пособие для работников культуры и образования.

«Что же это за любовь?..» : сборник частушек из коллекции Виктории Багринцевой / сост., авт. вст. статьи и комментариев В.Ю. Багринцева. — Омск: Омскбланкиздат, 2011. — 266 с.

Электронный вариант издания «Что же это за любовь?..» Сборник сибирских частушек из коллекции Виктории Багринцевой.

Приглашаем в библиотеку! У нас вы можете взять литературу и более подробно узнать о культуре русского народа. 

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться