Инженер человеческих душ

«В общем, педагогика есть самая диалектическая,
подвижная, самая сложная и разнообразная наука.
Вот это утверждение является основным символом
моей педагогической веры»

13 марта 2023 года — в Год педагога и наставника — исполняется 135-лет со дня рождения всемирно известного советского педагога и воспитателя, писателя, прозаика и драматурга, автора знаменитой «Педагогической поэмы» Антона Семёновича Макаренко. Его книга «Педагогическая поэма» переведена на 18 языков народов СССР и 36 иностранных языков.Макаренко А.С. вошел в мировую педагогику как создатель новаторской системы воспитания беспризорных, социально заброшенных детей. Большую часть жизни посвятил перевоспитанию трудных подростков, которые затем становились законопослушными гражданами, добившимися в жизни больших высот.

Имя Антона Макаренко известно даже тем, кто не имеет к педагогике абсолютно никакого отношения. Но это не мешает вести жаркие споры вокруг той уникальной методики воспитания, которую он сам разработал и внедрял в жизнь. Многие видят в нем гения, другие говорят о нём, как о жестком человеке, не дающем спуску своим ученикам. Что бы там ни говорили, Макаренко сам уверял, что его метод – это единственное средство справиться с трудными и травмированными детьми, нуждающимися в помощи. На протяжении двенадцати лет Макаренко возглавлял колонии, где находились малолетние правонарушители, и добился того, что все его воспитанники выросли достойными людьми, никто не вернулся к своей прежней жизни. Советская власть называла его «педагог авторитарного склада», и только после смерти он превратился в «классика советской педагогики». Система Антона Макаренко пристально изучается и используется во всем мире, а его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися педагогами, как Георг Кершенштейнер, Джонои Дьюи, Мария Монтессори.

Основные педагогические идеи
Идеи А.С. Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.

Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности.Педагогика. Начало пути

Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы и успешно их окончил. Свою трудовую биографию Макаренко начал в одном из учебных заведений города Крюков. Однако достаточно быстро молодой педагог понял, что имеющихся знаний очень мало для успешной работы. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

В 1907 году молодой учитель Антон Макаренко провёл педагогический эксперимент. По итогам оценок за четверть он расставил всех учеников своего класса по местам — от 1-го до 37-го. Мальчик, который занял последнее место, проплакал половину урока и ушёл домой на первой же перемене. Мальчика звали Дима Примак и он получал плохие оценки не потому, что не хотел или не мог учиться, а потому что болел туберкулезом и часто пропускал занятия.
На следующий день Дима в школе не появился. Не пришел он и через день. И через неделю. А на десятый день, во время урока, который вёл Макаренко, в класс зашел отец Димы и сказал:
— Сегодня ночью мой мальчик умер. Я пришёл сказать вам об этом и еще спросить: зачем вы поставили его на последнее место? Зачем вы обидели мальчика, которому оставалось всего десять дней жизни? Это вы, Антон Семёнович, нехорошо поступили… Я знаю, что он все равно бы умер, но зачем было причинять мальчику ненужные страдания?
Учитель стоял бледный как полотно. Класс молчал. Антону Макаренко было 19 лет. Он второй год преподавал в железнодорожном училище города Крюков и после этого случая никогда не пытался классифицировать детей по оценкам.

Одновременно с учёбой в институте Антон Семенович стал пробовать свои силы на литературном поприще, написав рассказ «Глупый день». Начинающий писатель отправил своё произведение на рецензию Максиму Горькому, но в ответ получил лишь безжалостную критику. Столь неудачная попытка надолго отбила у него тягу к творчеству. В будущем Максим Горький станет наставником Макаренко, а также будет оказывать помощь воспитанникам. Детская беспризорность
Следствием Первой мировой войны, революции и Гражданской войны стало огромное количество беспризорных детей и подростков. Они объединялись в настоящие банды и превратились в серьёзную угрозу. Это были дети, оставшиеся без дома и родителей, вынужденные сами добывать себе еду. Для большинства из них единственным выходом было воровство. Те, кто покрепче, вступали или объединялись в банды, занимались грабежами и разбоем. Те, кто посмелее, убивали. Детей, которых ловили на воровстве, нередко забивали насмерть прямо на месте преступления. Главный идеолог советского образования Надежда Крупская говорила: «Детская беспризорность — одна из издержек революции». Проблему беспризорников поручили решать ВЧК, Всероссийской чрезвычайной комиссии, которой руководил «железный Феликс» Дзержинский — человек с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками.

К 32 годам Антон Макаренко работал в колонии для беспризорников. Никакой охраны предусмотрено не было. У него в команде было трое учителей (из них две женщины) и один завхоз. В распоряжении было наполовину разрушенное здание, продуваемое всеми ветрами, несколько мешков ржаной муки и револьвер с одним набором патронов. Антон Семёнович был невысок и склонен к болезням, как и в юности. С возрастом у него проявились признаки порока сердца, переданного по наследству по материнской линии. Несмотря на регулярные внезапные обмороки и круглосуточный стресс, он выкуривал по четыре пачки папирос в день. Он не умел стрелять и обращаться с оружием. И всю жизнь мечтал о том, что станет великим русским писателем. Таким, как Горький.
Вскоре колонию переименовали в коммуну имени Горького.

Первые правонарушители (будущая основа системы коллективного воспитания) оказались крепкими, дерзкими, вполне взрослыми и неплохо одетыми парнями, заехавшими в казённый дом как к себе на дачу. Они ели, если было, что есть, спали и играли в карты, а остальное — вроде уроков и работы по заготовке дров (был декабрь) — без агрессии, но уверенно игнорировали. И Макаренко, и другие учителя пытались действовать лаской, подключали эмпатию, взывали к классовому сознанию и к тому, что здание просто замерзнет, если не заготовить дров.

Но колонисты мягко, по-воровски, отшивали назойливых воспитателей — и в этой мягкости всегда сквозила скрытая угроза

Со своей молодостью и бандитским опытом они, если бы только захотели, могли бы без труда передавить весь педагогическо-хозяйственный состав учреждения и разбежаться по окрестным лесам. Только это было невыгодно: все-таки в колонии теплее, чем в лесу.Работа с воспитанниками не всегда давалось ему легко. Однажды Макаренко зашёл в комнату к колонистам и сказал, что надо убрать снег со двора. Один из правонарушителей, самый интеллигентный и воспитанный (потом он станет правой рукой Антона), встал с кровати, подошёл поближе и сказал, что снег они, конечно, могли бы убрать, но так ведь он опять потом выпадет. Поэтому лучше они всё-таки дождутся весны.
И у худого учителя в гимнастерке случилось что-то вроде истерики. Сам себя не помня, он закричал, что больше не намерен это терпеть и что если им что-то не нравится, они все могут убираться из колонии прямо сейчас. А потом влепил здоровенному малолетнему преступнику неожиданно мощную оплеуху.
Гениальность педагогической концепции Макаренко заключалась в её простоте. Его первым и нерушимым правилом было никогда не вспоминать о прошлом колонистов. Макаренко не исправлял своих хлопцев, он учил их, как можно жить по-другому. И главным его инструментом был честный совместный созидательный труд, не оставляющий времени ни на что другое. Он создал внутри колонии собственную управляемую демократию и самое настоящее проектное производство — об этом прекрасно написано в «Педагогической поэме».
Антон Семёнович, которому удалось сделать невозможное (ни один из нескольких сотен его выпускников не вернулся в тюрьму), писал:
— К нам приводят запущенного парня. Я делаю из него человека. Я поднимаю в нём веру в себя. Говорю ему о человеческой и рабочей чести.В конце 1920-х годов педагогическую концепцию Макаренко в СССР по сути запретили. Дело в том, что Антон Семёнович фундаментально разошёлся во взглядах с Надеждой Крупской по поводу принуждения и наказаний: он считал их необходимыми методами воспитания, а она настаивала на идее полного отказа от них, потому что страх наказания воспитывает в ребёнке раба.
Но он по-прежнему возглавлял учреждение, где перевоспитывали малолетних преступников. Вот как описывал жизнь первой его колонии имени Горького профессор педагогики Ващенко в 1925 году: «Большие достижения в работе колонии объясняются исключительно умелой организацией жизни правонарушителей на основе производительного труда. Дети работают в хозяйстве, и сама работа показывает, какие организационные формы являются наиболее подходящими для работы. Для развития у детей чувства ответственности перед коллективом, а также для выработки у них здоровых норм поведения работа проводится по определённому плану, выработанному самими детьми при участии воспитателей, и, кроме того, ведётся тщательный учёт как труда детей, так и труда воспитателей. Можно не соглашаться с некоторыми деталями в работе колонии им. Горького, но основная идея, на которой базируется последняя мысль о том, что главным условием для здорового воспитания несовершеннолетних правонарушителей является целесообразная организация их коллективной жизни — безусловно, верна».Колония находилась за городом, и Макаренко фактически создал там успешное сельскохозяйственное предприятие, которое почти полностью обеспечивало себя всем необходимым и при этом функционировало на принципах детского самоуправления.
Отлично организованное хозяйство позволяло колонии и коммуне существовать на хозрасчёте. Заработанные деньги распределялись и на зарплату, и на общие нужды — на что именно, решал совет командиров.
И человеку, и коллективу важно иметь цели, к которым они движутся, считал Макаренко. Поэтому важно наметить эти цели. Постановку целей он называл системой перспективных линий, а закон движения коллектива видел в том, что достижение целей рождает новые перспективы.

В 1925 году он приступил к работе над своим главным произведением — «Педагогической поэмой» (окончена в 1935 году).
В 1934 году Антон Семенович Макаренко вступает в ряды членов Союза советских писателей.

1 апреля 1939 года в 10 часов 30 минут Антон Семенович зашёл в пригородную электричку, следующую из подмосковного Голицыно в Москву. В дороге ему стало плохо, он прилег на лавку и умер до того, как поезд прибыл на конечную станцию. После вскрытия врачи обнаружили, что сердце Макаренко разорвалось на две равные половинки, как яблоко.
Похоронен Антон Семёнович на Новодевичьем кладбище в Москве.

Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

Интересные факты о Макаренко
• Макаренко был человеком эмоциональным и в общении с воспитанниками не скрывал этого. Однажды он прочитал в педагогическом журнале совет педагогам разговаривать всегда ровным голосом, и его это возмутило. «С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его просто все возненавидят. Нет, я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по настоящему, а не так что — не то сердится, не то педагогическую мораль разводит».

• Антон Макаренко придавал очень большое значение эстетике и аккуратности. Для него это были не мелкие детали, а очень значимые. Касалось это не только в посадке сортовых роз в помещениях колонии. «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своём костюме, который у меня был», — писал Макаренко. Он также был убеждён, что столы в столовой непременно должны быть накрыты белыми скатертями, а не клеёнками: «Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти». И так — во всём, считал он.

• Родной брат Антона Макаренко, Виталий, был белогвардейским офицером и в начале 1920-х эмигрировал. В России у него остались жена и дочь, с семьёй он так никогда и не воссоединился. Антон Макаренко, не имевший родных детей, воспитывал племянницу, а с братом переписываться вскоре перестал — в 1930-х это стало делом опасным (тем более для сотрудника системы НКВД). Виталий намного пережил своего знаменитого брата, и исследователям удалось расспросить его о детстве и юности Антона.

• Со своей будущей женой, Галиной Салько, Антон Макаренко познакомился, когда она фактически была его начальницей. Она работала в Наркомпросе, в ведомстве которого находилась колония имени Горького, и где педагогу-новатору не благоволили. Однажды она приехала в колонию как инспектор — с немалым предубеждением. Однако, пробыв два дня, была совершенно очарована и атмосферой, и результатами, и… основателем. Она не только разглядела в нём педагогического гения, но и, как сама потом рассказывала, попросту влюбилась.

• Семён Калабалин, воспитанник Макаренко из первой колонии им. Горького, выведенный в «Педагогической поэме» под именем Семёна Карабанова, и сам стал впоследствии педагогом, руководителем одного из домов-интернатов под Москвой и преданным носителем идей своего знаменитого учителя.

Рекомендуемая литература:

  1. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.
    Т.1. – Москва: Педагогика, 1977. – 400 с.
    Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.
    Т.2. – Москва: Педагогика, 1977. – 320 с.

В первом томе двухтомника Избранных педагогических сочинений А.С.Макаренко собраны его работы по общим проблемам педагогики, теории и методики коммунистического воспитания детей и подростков.
Во втором томе двухтомника Избранных педагогических сочинений А.С.Макаренко собраны его лекции и выступления по вопросам воспитания в семье, а также его переписка с А.М.Горьким, публицистические и литературно-критические статьи, выступления и рецензии.

    2. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – Москва: Педагогика, 19783. – 160 с.

«Книга для родителей» — это одно из самых известных его произведений, как и все книги Макаренко, посвященное проблемам воспитания.
Автор делится своими мыслями об отношениях детей и родителей, рассматривает различные примеры жизненных ситуаций и семейных конфликтов, давая им комментарии опытного педагога.
Из книги вы узнаете:
— как воспитать единственного ребенка в семье;
— какими должны быть взаимоотношения в многодетных семьях;
— как воспитать в маленьком человеке умение и желание трудиться;
— как научить ребенка разумно относиться к деньгам;
— как избежать излишней авторитарности в отношениях и научиться доверять собственным детям;
— как подойти к разговору с ребенком о взаимоотношениях мужчины и женщины;
— как справляться с детским эгоизмом;
— как по мере взросления ребенка сохранить авторитет родителей;
— как научить ребенка взаимодействовать со сверстниками.
Книга написана прекрасным литературным языком, а советы и рекомендации А. С. Макаренко удивительно актуальны и в наше время, поскольку, как известно, мир меняется, а вечные вопросы родителей остаются прежними.

   3. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – Москва: Политиздат, 1990. – 415 с. – (Б-чка семейного чтения).

В книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А.С.Макаренко — это мысли А.С. Макаренко о роли коллектива и коллективного труда в воспитании, о культуре потребления и о родительском авторитете, о воспитании героической личности, о мастерстве воспитателя и значении педагогического коллектива. Все, кого интересуют проблемы воспитания подрастающего поколения, найдут в этой книге ответы на самые разнообразные вопросы.

   4. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в 8 т. / А.С. Макаренко. – Москва: Педагогика, 1983.

Т.1 – 1983. – 368 с.

В первый том настоящего издания вошли педагогические работы А. С. Макаренко 1922-1936 гг. по вопросам теории, методики и практики коммунистического воспитания, его выступления по вопросам педагогики, а также его переписка с А. М. Горьким. Для работников просвещения и педагогической науки. Содержит фотоиллюстрации.

Приглашаем в библиотеку!

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться