«Учителя в солдатских шинелях»

 В 2023 году исполняется 78 лет с того дня, как отгремел салют Победы.

         Как много и как мало времени прошло с тех пор. Много, потому что уходят победители, всё меньше и меньше их среди нас, а мало, потому что о подвиге их мы будем помнить вечно, сколько бы десятилетий не прошло с мая 1945-го.

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…
 

 И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала,
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима.

         Более ста тысяч педагогов защищали нашу Родину в составе вооруженных сил на разных фронтах, в составе различных родов войск. О каждом из них можно слагать легенды, писать повести и романы, так как один день, прожитый на войне, – это уже подвиг. Перелистаем страницы истории и вспомним имена тех, кто приближал день Победы, порой каждую минуту рискуя собственной жизнью.

          Сегодня мы вспомним о воинской славе и подвиге учителей – фронтовиков Москаленского района, представителей самой, наверное, мирной и гуманной  профессии. Ведь сохранение памяти об этих людях, прошедших Великую Отечественную войну, изучение их наследия – важная задача, которая стоит перед каждым из нас.
         Учителя-фронтовики – это особая когорта русских педагогов. Яркие, талантливые, чуткие люди, общение с которыми оставляет глубокий след в душах их учеников. Неудивительно, что их теплотой и радостью вспоминают все, кто работал и жил с ними рядом, кто учился у них. Для детей военных и послевоенных лет они стали идеалами, кумирами на всю жизнь. Их искренне любили, ценили их мнение, к ним шли за советом в трудную минуту, а их рассказы о войне слушали, затаив дыхание.

          Мы, дети XXI века, должны знать и помнить о славных подвигах учителей – фронтовиков. Кто они? Что они значили для школы, что значила школа для них? Строго одетые, всегда уравновешенные и серьёзные, они были в бедной послевоенной жизни как луч света, неся детям знания и радость общения. Они учили ребят быть высоконравственными, ответственными в жизни, ценить дружбу, честь и совесть.

Давно закончилась война,

давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений,

Принес победную весну

Поклон и память поколений.

1. Голубев Иван Петрович  (1921-1991)

Родился 16 мая 1921 года в деревне Николаевка Москаленского района. Кроме него в семье было еще 2 брата: Николай – старший   и Петр – младший. Детские и юношеские годы Ивана прошли там же в деревне Николаевка. В 14 лет  у него умирает мама. После окончания Николаевской средней школы в 1940 году был призван в ряды Советских Вооруженных Сил. В июне 1941 года попал на фронт.

Из воспоминаний И.П. Голубева.

Первый день войны я встретил под Львовом, где нашей части пришлось выдержать самые первые удары противника. Естественно, что июньские и июльские дни остались в моей памяти, как дни отступления. От Львова до Киева. А там меня ранило, попал в госпиталь. После излечения – Новосибирское пехотное училище. И уже в декабре я был в Подмосковье.

После декабрьских боев под Москвой я попал на Сталинградский фронт, это уже был 1942 год. И здесь снова тяжелое ранение. Начиная с сентября 1942 года лечился в госпитале в городе Вольске, что под Саратовом. Потом снова учеба – учебный танковый полк. С ним освобождал город Киев.

В крупной операции «Багратион» участвовал как радиотелеграфист. Тогда уже было очевидно, что война движется к своему победному завершению. И когда в январе 1945 года перешел границу севернее Бреста, был уверен, что остались считанные месяцы до победы. Так оно и было. После освобождения Варшавы военные действия неуклонно перемещались в сторону столицы третьего рейха – Берлина.

А самый памятный случай из моей военной биографии относится к первым месяцам войны. Необходимо было наладить оборванную связь. Видимо где-то снарядом перебило провод. И вот приказ. Уходит первый солдат. Не возвращается. Затем второй. То же самое. Третий. Потом моя очередь подошла. Что я пережил тогда, передать трудно. Но приказ, есть приказ. Где ползком, где перебежками и перекатыванием, но добрался я до воронки, где лежали мои товарищи. Немного до цели не дошли. Соединил я провода, а как назад добрался – не помню. Получил я тогда за четкое выполнение приказа медаль «За отвагу» — самую дорогую награду за всю войну»

Демобилизовался Иван Петрович в 1946 году в звании гвардии старшины. Награды: 2 ордена Красной Звезды, 2 ордена Отечественной войны, медаль «За отвагу». С фронта вернулся в родную деревню. Женился, вырастил 3 дочерей. В 1960 году поступил в Омский государственный педагогический институт на исторический факультет. После окончания института работал директором Николаевской средней школы. В 1967 году переехал в село Звездино, где продолжил свою педагогическую деятельность в Звездинской школе, где работал учителем истории и завучем.

2. Данилина (Баркова) Валентина Сергеевна (1920-1982)

Валентина Сергеевна родилась в 1920 году. Её семья жила в Подмосковье. Переехали в Сибирь, когда Валя была совсем маленькая.

Жили они в деревне Калуга. До войны Валентина Сергеевна уже работала учителем в Ларской школе Шербакульского района.

20 июня 1942 года москаленские девчата покидали свою станцию. Направили их в парашютно-десантные войска. И вот они прибыли в Воронеж. Здесь они попали  под такую бомбежку, что трудно передать словами. Была она для них первой, перепугались страшно. Все  повыскакивали из вагонов и попрятались, кто, где и как мог. А вокруг взрывы, пламя, черные столбы земли, плач, стоны…

Кое-как пережили этот первый круг фронтового ада. Потом таких бомбежек было не пересчитать. Человек ко всему привыкает. Привыкли к ним и девчата. Даже после с юмором относились ко многому. Молодость есть молодость. Многих тогда убило.

Оставшиеся в живых девчонки были направлены на ближайший аэродром. Вместо десантников москаленские девчата стали стрелками авиавооружения. Привели к самолетам, объяснили, показали, что и как делать, и на этом наше обучение закончилось. Под бомбежками, пулями, в любую погоду познавали они военную науку. Потом так научились своему делу, что с закрытыми глазами могли разобрать и собрать, поставить на место всё вооружение самолета. А оно немало весит – от 20 до 46 килограммов. Трудненько приходилось.  Таскали на себе пулеметные ленты, снарядные ящики нужно было подтащить, обеспечить самолет боекомплектом. Наградой за все эти труды была улыбка летчика, когда он с победой возвращался из боя.

На фронте Валентина познакомилась со своим будущим мужем – Сергеем Данилиным.

Из воспоминаний их дочери Т.С. Кургановой: «Мой папа в 1939 году окончил Вольское летное училище и был направлен на службу в город Белосток. Папа был авиатехником. Воевал под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Украину. Был ранен. Встретившись с москаленскими девчатами, обратил внимание на мою маму. В октябре 1944 года они поженились. В 1946 году родилась я. В 1947 году после демобилизации папы мы переехали в Москаленки, где мама поступила на работу в школу.

После войны Валентина Сергеевна вернулась к учительской профессии.

Как вспоминает Михаил Васильевич Кустов, бывший ученик Москаленской средней школы №1: «1947 год… мы, ученики 3 класса, после летних каникул 1 сентября пришли на занятие в 4 класс. Мы знали, что учительница, которая учила нас 3 года, во время войны была эвакуирована вместе с детьми из Ленинграда по Ладожскому озеру. Проживали они в детском доме в селе Корнеевка. После войны они вернулись в Ленинград.

И вот в класс входит завуч школы с молодой женщиной в военной форме: в гимнастерке, подпоясанной ремнем, в зеленой юбке и хромовых сапогах, со светлыми волосами и короткой стрижкой. Мы с интересом разглядывали эту молодую, красивую женщину, которая нам всем сразу понравилась.

Завуч сказал, что это наша новая учительница, и зовут её Валентина Сергеевна. Она участник войны и бывшая ученица нашей школы.

Валентина Сергеевна, глядя на нас, очень приветливо улыбнулась, чем сразу покорила наши детские сердца. Эта была очень добрая, внимательная и обаятельная учительница.

Мы старались хорошо учиться, а Валентина Сергеевна рассказывала нам о войне, о том, что служила в авиации и обслуживала вооружение самолетов, готовила перед боями пушки и пулеметы для летчиков.

3. Орлянский Григорий Кузьмич (1924-1996)

До войны окончил общевойсковое пехотное училище. После года обучения ушел на фронт. Был рядовой, связной. Носил пакеты из штаба. Были случаи, когда он возвращался с очередного задания, а тех бойцов, с кем он жил бок обок уже не было в живых.

В его биографии была Курская битва, освобождение Украины. Там он получил очень тяжелое ранение, после которого еле выжил. Домой вернулся в 1944 году. Заочно окончил пединститут.   До войны он работал в Максимовской школе Шербакульского района, куда и вернулся после фронта. После окончания пединститута стал директором этой школы. В 1951 году возглавил РОНО в Шербакуле. В 1963 году произошло укрупнение районов  и Шербакульский объединили с Москаленским. Когда прошло разъединение районов Г.К. остался работать заведующим РОНО Москаленского района и работал на этой должности до самой пенсии.  

Из воспоминаний Людмилы Орлянской – дочери ветерана.

Мой отец, Григорий Кузьмич Орлянский принадлежал к тому поколению, из которого мало кто выжил. Это они, солдаты рождения 1924 года, понесли самые страшные потери, поднимались в штыковые атаки, били прямой наводкой по фашистским танкам, закрывали грудью пулеметные амбразуры. И мой отец пережил за годы войны столько, сколько, кажется, выпадает на несколько обычных жизней:  он был связным, был солдатом-гвардейцем, он участвовал в знаменитом сражении под Прохоровкой на Курской дуге. Он был храбрым, смелым бойцом. За это он был награжден медалью «За отвагу», позже орденом Отечественной войны I степени.

Впрочем, о войне наш отец нам не рассказывал. Он рассказывал нам о жизни. Как я сейчас понимаю, отец мой был хорошим педагогом, воспитателем. Когда мне было 5 лет, он повел меня в районную библиотеку, записал, подождал, когда мне выдадут книгу, и пошел на работу. А у меня появилось занятие на всю жизнь. Когда мы, дети, разглядывали цветок, отец сообщал его название по-латыни. Когда мы понимали головы к звездам, он усаживал нас шлифовать стекло – мы с ним делали подзорную трубу. Это был широко образованный, интересующийся всем на свете сельский интеллигент. Он следил за развитием науки и техники, читал массу научных и научно-популярных журналов. С 1944 года он – учитель. Потом директор школы, потом – заведующий районным отделом народного образования. Дело свое он знал и любил. Негромко, спокойно, но настойчиво и честно делал свое дело: строил школы, создавал школьные бригады, пионерские лагеря, туристические базы. За доблестный труд Родина наградила его орденом Ленина. Работать с ним было интересно. На таких, как мой отец, земля держится… Он любил жизнь. И все 50 лет, что прожил после войны, работал для жизни, для будущего. Иной раз взглянет вокруг удивленно и скажет: «Какие красивые стали люди!»

В последние годы отец мой возглавлял Москаленский районный совет ветеранов. И эту работу, будучи серьёзно больным, исполнял честно, добросовестно, с полной самоотдачей, как и все, что он делал в жизни.

9 мая отец надевал военные и мирные ордена и медали. И вставал в строй ветеранов. Плечом к плечу со своими ровесниками, со старыми товарищами. Он гордился своим поколением. Это были настоящие люди: сильные, немногословные, верные, привыкшие взваливать трудности на свои плечи. Красивые люди. Они отстояли, затем отстроили нашу страну. Он был одним из них.

4. Пастарнак Анна Андреевна (1921-2002)

За год до начала Великой Отечественной войны Анна пришла  работать в Немировскую начальную школу Кормиловского района Омской области . Ещё через год, когда уже на нашей земле шла война, переехала она в Москаленский район. В школе места не было, и Анна Андреевна устроилась инспектором в райфо. В апреле 1942 года она вместе с такими же молодыми учителями В.С. Барковой и Е.Н. Дымовой ушла на фронт.

2.Недалеко от Воронежа разместился их истребительный авиаполк. Помнит Анна разгромленный и сожженный врагом город, помнит, как под пулями, огнем везли их к месту назначения. Разве такое забудешь, когда улетали в бой наши истребители и не возвращались.

Такие девушки, как она, готовили оружие к бою, были оружейниками. Но до конца войны ей не пришлось быть на фронте: не дала болезнь, после которой её комиссовали.

 Анна вернулась домой. Сразу же стала работать учителем в Розентальской школе. Потом работала в Яснополянской школе директором.

Почти сорок лет отдала она нелегкому педагогическому труду.

5. Перетятько Георгий Федорович (1922-1989)

Родился в 1922 году в с. Москаленки Москаленского района Омской области в крестьянской семье. Свою педагогическую деятельность Г.Ф. начал в 15 лет учителем Ивановской начальной школы. Георгий был старшим в семье, поэтому сразу после школы начал трудиться: нужно было помогать родителям. После окончания семи классов был отправлен на ликвидацию безграмотности в село Ивановка. С 1938 по 1941 годы работал учителем в Москаленской семилетней школы.

 В 1941 году Георгий Федорович ушёл добровольцем на фронт. Командованием части молодой солдат был отправлен в Новосибирскую военно-фельдшерскую школу. После её окончания Георгий направляется командиром санитарного взвода стрелкового полка на Ленинградский фронт. С 16 февраля 1944 года был назначен батальонным военным фельдшером. Во всех проводимых полком боевых операциях показал себя требовательным, дисциплинированным, волевым командиром, знающим свое дело по специальности.

С апреля 1945 года выдвинут на должность командира санитарной роты. В боевых операциях, проявляя инициативность, всегда своевременно обеспечивал эвакуацию раненых и оказания первой доврачебной помощи. В повседневной работе уделял много внимания повышению своего военно-теоретического и практического уровня. В период боевой подготовки умело организовывал обучение санитаров рот. Заслуженно пользовался авторитетом среди личного состава роты. Помогал молодым советами, обучал грамоте.

Георгий Федорович – участник легендарной защиты города на Неве и прорыва блокады. В дальнейшем со своей частью воевал в составе Прибалтийского фронта, освобождал Ригу. Был дважды контужен. Из рядов армии демобилизовался  в звании майора.        После демобилизации в 1946 году отделом образования Москаленского района был направлен военруком в Москаленскую семилетнюю школу. Преподавал военное дело, физкультуру, рисование, историю, биологию и географию. Был директором Николаевского детского дома, заведовал Гвоздевской начальной школой, возглавлял педагогические коллективы Роднодолинской семилетней, Николаевской средней школ.  С 1961 по 1963 годы заведовал Москаленским РОНО, проводил большую воспитательную работу с учителями района, работал в школе рабочей молодежи.  До ухода на заслуженный отдых работал директором Москаленской восьмилетней школы, учителем географии этой же школы. Его педагогический стаж составляет 40 лет (20 из которых было отдано Москаленской восьмилетней школе – ныне МСОШ №3).

 

6. Савицкая Нина Петровна  (1920-2004)

Нина Петровна Савицкая (1920-2004) – связист 10-й воздушной армии, участница войны с Японией.

Родилась в 1920 году в селе Новоцарицыно Москаленского района.          После окончания школы в 1937 году Нина Петровна окончила 3-х месячные курсы в городе Омске, начала учительствовать в Борисовском зерносовхозе Шербакульского района.

Весной 1942 года добровольцами уходили на фронт  москаленские девчата, с ними пошла бить фашистов и Нина Савицкая.

Прибывших в Сибирский военный округ города Новосибирска зачислили в учебную роту, учили профессии радисток. В течение трехмесячной учебы Нина Петровна получила звание ефрейтора и радиста 3 класса. После чего её оставляют обучать вновь прибывших, где она командир отделения.

В конце 1942 года отправляют девчат на Дальний Восток в город Хабаровск в 10-й полк связи. Нина Петровна, как опытный радист, несет службу на ПВО. Вспоминает, что это была относительно мирная служба, правда, со скудным пайком, всегда не хватало хлеба.

О победе догадывались, а когда о ней объявили, был теплый светлый день, построили девушек и сообщили об окончании войны. Кто-то смеялся от радости, кто-то плакал. А у Нины в сентябре 1944 года погиб брат Коля.

Демобилизация на них не распространялась, продолжали службу в Хабаровске до августа 1945 года, а затем отправили со всем оборудованием на площадках-платформах во Владивосток, с Владивостока морем на Сахалин. Плыли 5 дней, в Японском море попали в район минного поля, а при входе в пролив Лаперуза опять мины, прекратили плавание для расчистки, но все обошлось.

В городе Отомари (ныне Корсаков) морской вокзал был разбит, но к вечеру нашли большой японский дом в два этажа, дали всем винтовки. Радиоузел установили на города Хабаровск, Находку, Владивосток – на это направление держали связь.

А 3 сентября 1945 года была объявлена победа над Японией. В декабре 1945 года Н. Савицкая прибыла во Владивосток, а оттуда в теплушках добралась до дому: Новосибирск-Омск-Москаленки.

В Москаленках сошла на вокзале уже затемно 14 января 1946 года. Постучала в родительскую землянку, отец открыл двери, а у Нины охрип голос от волнения, сестра была дома, мама пришла позже, при встрече плакали от счастья.

В сентябре 1946 года Нина Петровна продолжила свою учительскую деятельность в Шевченковской школе, где преподавала историю и географию. В 1956 году окончила Курганский институт, исторический факультет, продолжала работать до 1977 года. На заслуженный отдых ушла из МСШ №1. У неё 40 лет трудового стажа.

7. Ситов Николай Иосифович (1924-2007)

Родился в 1924 году.

Когда началась Великая Отечественная война, Николаю исполнилось 17 лет. В это время много мальчишек сменило школьную форму на солдатские шинели. Каждый считал за честь встать на защиту своей Родины.

В июне 1942 года Николай Иосифович был мобилизован в ряды Советской Армии и направлен на учебу младших командиров в полковую школу, размещенную в Горьковской области. По её окончании воевал в составе 307-го минометного полка «катюш» помощником командира взвода, затем назначен был комсоргом дивизиона.

В октябре 1942 года, его, артиллериста зенитной установки «Катюша», контузило осколком снаряда. О той войне он рассказывал мало, говорил, что в любые времена война жестока и безжалостна. Страшно видеть смерть друзей, голодных женщин и детей, страшно убивать.

К долгожданной победе он шел дорогами Белоруссии, Прибалтики, Польши, Восточной Пруссии.  Сколько всего пришлось увидеть и через это пройти. О том, какой ценной достались награды, говорить не любил. Только сказал: «Цена как у всех. Я не один воевал. И победа – наша общая, и я ничем не лучше других». Он награжден орденом Красной Звезды и медалями «За победу над Германией», «За взятие города Кенигсберга».

 После разгрома фашистской Германии Николай Иосифович принимал участие в боях против империалистической Японии. Еще одна война, еще один фронт. Свою медаль «За победу над Японией» получил уже после окончания Великой Отечественной.

В послевоенные годы нелегко пришлось всем. Ведь нужно было строить новую жизнь, восстанавливать города, сеять хлеб, учить детей. Именно обучению детей посвятил себя Николай Иосифович.

После демобилизации окончил Омский государственный учительский институт. В Алексеевку, куда он приехал работать учителем, необходимо было новое здание школы. В 1950 году стал директором семилетней школы, преподавал историю и географию.

8. Тюрин Иван Григорьевич (1921-1997)

До войны Иван Григорьевич работал учителем, а потом стал военным.

Родился 3 июня 1921 года в селе Ольгино Москаленского района Омской области в семье рабочего. Окончив в 1939 году Ольгинскую среднюю  школу, работал учителем географии и биологии в Евграфовской неполной средней школе, а с января 1941 года — заведующим Гаркушинской начальной школой .

19 июля 1941 года был призван в Красную Армию и направлен на учёбу в Томск, во Второе Томское артиллерийское училище, которое окончил в мае 1942 года.
В действующей армии на фронте — с 6 июня 1942 года. Воевать против гитлеровских захватчиков начал командиром артиллерийского взвода в звании младшего лейтенанта. Воевал на Брянском  и Западном,  на Калининском и 3-м Белорусском фронтах в составе 41-го артиллерийского полка 97-й стрелковой дивизии.
Когда И. Г. Тюрин прибыл на фронт, полк участвовал в боях в Подмосковье, затем был переброшен на усиление северного участка обороны Курской дуги,  участвовал в освобождении Белорусии,  республик Прибалтики. Закончили войну в Восточной Пруссии штурмом Кёнигсберга.
Участник боёв против милитаристской Японии.
Особая часть биографии — развёртывание Ракетного щита страны в Забайкалье, в Восточной Сибири. Ракетная Харбинская дивизия была создана на основании директивы МО СССР в мае 1960 года, командиром дивизии стал генерал И. Г. Тюрин

После службы в Забайкалье Тюрин служил на объектах Ракетновоздушных сил в западной части России. Подчинённые ему части обеспечивали пуски ракет на различных полигонах, в том числе Капустин Яр, Плесецк и другие.

За выдающиеся заслуги по укреплению обороноспособности СССР в мирное время генерал И. Г. Тюрин в 1971 году указом Верховного Совета СССР был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
С сентября 1977 года генерал-майор Иван Тюрин — в запасе, а затем — в отставке.
Умер 3 апреля 1997 года. Похоронен Иван Григорьевич Тюрин  на аллее генералов — Героев Советского Союза на Троекуровском кладбище в Москве.

 

 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться