Читая Шукшина — видишь Россию

Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссёр больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье».
Пётр Проскурин

В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения советского писателя Василия Макаровича Шукшина.

Василий Макарович Шукшин — один из ярчайших представителей русской литературы XX века. Он известен не только как писатель, но и как актер и режиссёр. Он прожил всего 45 лет, но настолько насыщенна была эта жизнь.

Родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Семья Шукшиных не понаслышке узнала о сталинских репрессиях — отец писателя был осуждён и расстрелян в 1933 году, а спустя много лет реабилитирован. Боль за отца, за несправедливость по отношению к нему не оставляла В. М. Шукшина всю жизнь. Судьба и творчество В. М. Шукшина неразрывно связаны с размышлениями о судьбе русского народа, с поиском себя и своего места в истории России. В своём творчестве он пытался показать все грани национального характера русского человека, терпение, смирение, силу воли, силу духа простых людей.

В 1943 году, после окончания семилетней школы, Шукшин поступил в Автомобильный техникум в Бийске. Так и не окончив его, пошел работать в колхоз в родном селе. Через некоторое время был призван в Военно-морской флот. Первые рассказы Шукшина появились именно в армейский период. Известность Шукшину принесли книги о малой родине — Алтайском крае — и фильмы по собственным сценариям, среди которых у советских зрителей были особенно популярны «Калина красная» и «Печки-лавочки».

В 1954 году Василий Шукшин поступал во ВГИК.

На экзамене Михаил Ромм задал ему вопрос о Пьере Безухове.
На что получил ответ: «Я «Войну и мир» не читал: толстая книжка – времени не было». Ромм тогда поинтересовался: «Что же, вы никогда толстых книг не читали?» — «Почему же… одну прочёл – «Мартин Иден». Хорошая книжка». И тут Ромм взорвался: «Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А ещё режиссёром хотите стать!»
«А что такое директор школы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в деревне – на четырёх копытах и с хвостом… А то и на собственном горбу… Куда уж тут книжки толстые читать!..»

Михаил Ромм поставил ему отлично.

Писательская карьера Василия Шукшина развивалась параллельно с актерской и режиссерской. В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник писателя — «Сельские жители», а спустя несколько месяцев в журнале «Новый мир» опубликовали рассказы «Гринька Малюгин» и «Красный водитель».

Picture backgroundШукшин, В.М. Миль пардон, мадам!: рассказы / В. Шукшин. — Москва : Вагриус, 2003. — 463 с.

В сборник включены лучшие рассказы автора о таких знакомых нам, обычных людях, написанные им в разные годы: «Выбираю деревню на жительство», «Свояк Сергей Сергеевич», «Гринька Малюгин», «Охота жить», «Жена мужа в Париж провожала», «Миль пардон, мадам!» и другие. Умение мечтать и фантазировать играет в жизни этих людей большую роль: оно может поддержать в трудную минуту, позволяет поверить в себя, свои силы, перетерпеть неприятности, обиды, не погрязнуть в бытовых мелочах.

Герои Василия Шукшина ворвались в русскую советскую литературу, разрушив все каноны соцреализма о так называемом положительном герое как о безукоризненно образцовом человеке. Его герои не вычерчены по красивому лекалу, отнюдь не идеальны, ничем не приукрашены, а взяты писателем из самой гущи провинциальной русской жизни. Они просты и абсолютно естественны, но это не только не снижает их «положительности», а напротив, делает их понятными, симпатичными и убедительно жизненными.

В 1963 году в «Новом мире» отказались публиковать роман писателя «Любавины» из-за большого объема и сложной темы — книга рассказывала о годах Гражданской войны. Первая часть произведения вышла в 1965 году в журнале «Сибирские огни», а спустя несколько месяцев ее напечатали отдельной книгой. В основу «Любавиных» легли семейные предания и истории старожилов села Сростки о годах Гражданской войны и коллективизации. В конце 1960-х Шукшин написал вторую часть книги, но ее рукопись обнаружили и опубликовали только после смерти писателя.

Picture backgroundШукшин, В. М. Любавины : роман / В. Шукшин. — Москва : Кн. палата, 1988. — 448 с.

В издание вошли первая и вторая книги романа «Любавины», который повествует о жизни крестьянской семьи в сибирской деревне во время «великого перелома» 1930-х годов, а также о судьбе детей главных героев спустя двадцать лет после описанных событий.

В эти годы у Шукшина появились близкие друзья среди писателей: он общался с Виктором Некрасовым, Беллой Ахмадулиной, Василием Беловым. Поэт Василий Белов писал Шукшину: «Бросай киношку, ты же писатель… Не слушай никого, только пиши, пиши. Я глубоко убежден в том, что первооснова всего — литература».

Когда Василий Шукшин твердо встал на ноги, он не жалел денег на подарки для своих родных и близких. В те резкие визиты на родину, в село Сростки, всегда приезжал с чемоданами, забитыми сувенирами.

Как правило, приезжал Василий Макарович весной. Для сростинцев это был настоящий праздник. Собиралась вся родня, много пели, плясали, шутили и смеялись. Старались ухватить каждый миг, ведь визиты были краткосрочные. Сам Шукшин старался бывать в любимых местах и все свободное время проводил с матерью.

Это был выстраданный фильм. Дело в том, что Шукшин хотел снять его именно на Алтае, а киностудия отказывалась спонсировать командировку так далеко. Автору предлагали выбрать натуру где-то поближе, но Василий Макарович был непреклонен. В итоге он «доигрался»: ему разрешили снимать здесь, но выдали самую старую технику, которая регулярно ломалась.

Picture backgroundА уже позже, когда фильм был готов, худосовет решил вычеркнуть из него 2/3 всего материала. Шукшин практически с боем отстаивал каждую «сомнительную» сцену.

Именно поэтому «Печки-лавочки» считаются выстраданным фильмом, но зато он стал культовым, и его частичка навсегда осталась на Алтае.

В 2004 году в Сростках на горе Пикет был установлен памятник Василию Шукшину. Поза, в которой он сидит, не что иное, как финальная сцена из легендарного фильма «Печки-лавочки».

При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).

Всего за свою жизнь Шукшин написал более 120 рассказов.

Невозможно рассказать о шукшинских рассказах обычными словами. Подлинное писательское мастерство не заменимо словом со стороны. Но можно вновь перечитать его произведения, вновь порадоваться и вновь ощутить, как всегда пытлива мысль писателя, как глубока его боль за русского человека, за непростую русскую судьбу.

При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения».

Уже 50 лет Василия Макаровича Шукшина нет с нами, но остались его книги, его мысли, которые продолжают волновать, и заставляют задуматься о серьезных проблемах, о жизни, о человеке, о его поступках. И вновь вспоминаются слова писателя:

«Русский народ за всю историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

И еще! «Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы».

Интересные факты

  • До получения паспорта Василий Шукшин носил фамилию матери — Попов. Причина была в том, что во время коллективизации отец был расстрелян большевиками и носить его фамилию было небезопасно.
  • Шукшин плохо учился в школе, но чтение обожал с самого раннего возраста.
  • Василий Макарович был трудным подростком: дрался, хулиганил. Всё из-за обострённого чувства справедливости.
  • Чтобы купить Василию билет в Москву, мать продала корову.
  • На момент поступления во ВГИК Василий Шукшин даже не знал о существовании профессии режиссёра. Деревенский парень полагал, что актёры собираются вместе и договариваются между собой, как играть.
  • Свой первый фильм в роли кинорежиссёра Василий Шукшин снимал на Алтае. В основу картины «Живёт такой парень» были положены его рассказы «Классный водитель», «Коленчатые валы» и «Гринька Малюгин».
  • Владимир Высоцкий написал песню «Памяти Василия Шукшина», талантом которого искренне восхищался.
  • Картина «Калина красная» — одна из самых успешных работ Василия Шукшина. Во время прощания с известным режиссёром зрители приносили веточки красной калины, отдавая дань таланту Василия Шукшина.

Picture background Шукшин, В.М. Калина красная / В.М. Шукшин. — Москва : Вече, 2012. — 320 с. — (Народный роман)

Главный  герой  Егор  Прокудин  —  человек  тяжелой  и необычной судьбы, много лет пробывший в заключении. Выйдя из тюрьмы, он решает податься в деревню, где живет  синеглазая  незнакомка  Люба,  с  которой  он переписывался,  —  ведь  надо  немного  подождать  и осмотреться. Вроде бы жизнь стала налаживаться, но через  некоторое  время  смерть  настигает  Егора  в березовой роще около вспаханного им поля…

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться