День русской матрёшки

24 октября 1900 года на Всемирной выставке в Париже посетители впервые увидели необычную игрушку. Румяная кукла Матрёна, крепко держащая подмышкой бойкого петуха, открывалась – и из неё появлялась еще одна яркая кукла, а за ней еще, и еще, и так до восьми фигурок. Нарекли куклу матрешкой (производное от имени Матрена, которое было весьма тогда популярным среди русских крестьянок и от латинского «mater», означающее мать). Матрёшка-кукла так выразительна и совершенна, что живёт не как игрушка, а как произведение народного творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Это прочно сохраняется за матрёшкой вот уже более полувека, хотя самой уже более ста лет.

День, когда матрёшка покорила европейскую публику и была удостоена бронзовой медали парижской выставки, формально считается днём рождения круглолицей куколки в платочке. Хотя, разумеется, в России с ней познакомились раньше.Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своём московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрёшки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова — Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.Согласно другой версии, Малютин нашёл похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

Японцы, кстати, утверждают, что первым такую игрушку выточил безвестный русский монах.У Анатолия Мамонтова работал талантливый токарь Василий Петрович Звездочкин, который в один прекрасный день и превратил болванку интересной формы в деревянную куклу. Сначала будущая матрешка была цельной и походила скорее на древнерусского богатыря, но после доработок и советов коллег Звездочкин превратил ее в полую игрушку, внутрь которой одна за другой вкладывались более мелкие фигурки. Произошло это между 1898 и 1900 годами. Росписью первой матрёшки, вероятнее всего, занимался художник и книжный иллюстратор Сергей Малютин. Грабарь И.Э. говорил о нём: «Малютин весело и остроумно претворяет в своём декоративном искусстве русский лубок». В руки первых матрёшек Сергей Малютин вложил петуха, горшок с кашей, серп для работы в поле. Самая маленькая матрёшка была расписана под младенца, укутанного в одеяльце.

В 1900 году матрёшка отправилась покорять Европу. Трогательная и забавная игрушка «с сюрпризом» получила престижную награду и быстро обрела популярность. Сегодня первая матрёшка хранится в музее Сергиева Посада – города с богатой историей создания этих кукол. В сергиево-посадских мастерских вытачивали и другие «многослойные» предметы – например, пасхальные яйца. Материалом для изделий чаще всего становилась липа. Этот вид древесины был достаточно мягким и удобным для работы, а при сушке не трескался и позволял наносить ровное покрытие лаком. Роспись гуашью и украшение рельефными элементами завершали филигранную работу мастеров.

В создании матрёшки есть свои секреты. Для прочности дерево должно пролежать на открытом воздухе два года. Весь путь от бруска до готовой фигурки занимает 15 этапов. Первой вытачивают самую маленькую фигурку.

Большое распространение получила историческая матрёшка, что вполне соответствовало популярному в то время русскому стилю: бояре и боярыни, представители русской знати XVII века, легендарные воины-богатыри.

Вскоре стали появляться «нестандартные матрешки», изображавшие героев литературных произведений или даже исторических деятелей, которые позже использовали в агитационных целях. В 1909 году к столетнему юбилею со дня рождения Н.В. Гоголя изготовили коллекцию матрёшек по мотивам «Ревизора» и «Тараса Бульбы», а в 1912 году событиям Отечественной войны посвятили серию с полководцами – Михаилом Илларионовичем Кутузовым и Наполеоном. В большие фигурки военачальников вложили матрёшек поменьше – солдат русской и французской армий. Разработкой образов матрёшек нередко занимались иконописцы, знакомые с самыми сложными и тонкими техниками росписи. 

Первые русские сергиево-пасадские расписные матрёшки стоили довольно дорого, но они очень быстро завоевали любовь как у взрослых, так и детей не только России, но и в других странах. В 1911 году сергиево-пасадские мастера выполняли заказы, пришедшие из 14 стран.

Ранние расписные матрёшки привлекают нас искренностью и наивностью мировосприятия. Женский образ в матрёшках раннего периода из индивидуально решенного со временем превращается в типизированный, который на протяжении нескольких лет будет известен как сергиево-пасадский.

После Октябрьской революции матрёшки не только не исчезли, но и стали более разнообразными. В 1959 году сотрудники Научно-экспериментального института игрушки (находился он в Загорске; ныне – Сергиев Посад) установили рекорд, создав матрешку, вмещавшую в себя 42 элемента! Это число было выбрано неслучайно – каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В разных регионах страны зародились свои традиции изготовления и росписи кукол. В 1929 году в городе Семёнове Нижегородской области десять мастеров открыли артель по выпуску матрёшек. За три года артель разрослась до настоящей фабрики, работающей до сих пор. Семёновская матрешка – жгучая брюнетка в платочке, желтом платье и переднике с красными розами, синими незабудками, белоснежными ромашками. При росписи матрёшек местные мастера вдохновляются мотивами хохломской и федоскинской живописи.

Соседки семёновской матрешки – куклы из сёл Полховский Майдан и Крутец. Они отличаются вытянутой формой и выглядят более стройными. Руки полхов-майданской и крутецкой (или крутцовской) матрёшек четко прорисованы и держат поднос с караваем. Самой красивой матрёшкой часто называют тверскую. Её расписывают под хохлому золотыми красками. Платок у такой матрешки красный, а передник – черный с крупными цветами и листьями. Значительно отличается от остальных матрёшка из Вятки (Кирова). Самая северная кукла изображается со светлыми волосами и голубыми глазами. Её одежда украшена не только цветистым рисунком, но и настоящей соломой – в этом заключается особенность вятской матрёшки.

Кроме вышеперечисленных центров производства матрёшек эти куклы изготавливаются в Московской, Тверской областях и автономных республиках России: Башкирии, Мордовии и Республике Марий Эл.История развития русской расписной матрёшки включает в себя три периода.

Первый ведёт своё начало со времени возникновения русской матрёшки до начала 30-х годов. Этот период можно охарактеризовать как время свободного труда мастера-ремесленника. Второй период — от середины 30-х до конца 80-х годов — прошёл под эгидой фабричного производства матрёшки, когда мастера были объединены в коллективы, работавшие на государственных предприятиях. Наконец, третий период — начало 90-х годов, когда восторжествовал свободный рынок изготовления и продажи матрёшки.

Наиболее многочисленную семью матрёшек сделали в нижегородском городе Семенове. В одной метровой деревянной матроне сидят 72 фигурки.Матрёшку размером с маковое зернышко можно увидеть в Томском музее славянской мифологии. Разглядывать фигурку из кости мамонта придётся под микроскопом. Современный Левша Анатолий Коненко не только сделал фигурку размером чуть больше миллиметра, но и расписал её по всем художественным канонам.Матрёшка — это явление большого художественного значения, требующее осмысления; это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России. Как вид народного искусства матрёшка обладает огромных потенциалом для передачи глубинного смысла событий.Сейчас матрёшек продолжают изготавливать во многих регионах России. В России сразу шесть музеев матрешки: в Нижнем Новгороде, Калязине, Нолинске, Вознесенском, Сергиевом Посаде и в Москве. Столичный музей расположен в историческом особняке Леонтьевского переулка, где и появилась на свет первая русская матрёшка.

Список литературы

Васин, Сергей. Страницы истории русской матрёшки / Сергей Васин // Живописная Россия. — 2005. — № 5. — С. 44 — 48.

Горожанина, Светлана. Русская матрешка / Светлана Горожанина. — Москва: Интербук — бизнес, 2012. — 208 с.

Русская игрушка / Сост. М.М. Исаевич. — Москва: Три квадрата, 2016. — 224 с. : ил., фото. — (Художественные сокровища Русской провинции).

 

 

 

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться