Кого мы называем педагогами?
В Древней Греции педагогами называли рабов, которые в афинских семьях присматривали за мальчиками семилетнего возраста.
В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу или учебный класс и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.
Сегодня это понятие немного изменилось. Педагогами называют учителей в школах и других учебных заведениях, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования. Это люди, имеющие соответствующую подготовку и профессионально занимающиеся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения.
В любой профессии важны традиции, преемственность профессиональных качеств, связь между поколениями. Лучше всего они реализуются тогда, когда то или иное дело становится частью жизни семьи. Так образуются династии. В словаре мы находим определение понятию «династии». Оно связано с тружениками, «передающими из рода в род своё мастерство». Чаще всего слово «династия» мы употребляем в том случае, когда говорим о строителях, шахтёрах, хлеборобах…
А бывают династии учителей, вот только об этом как-то мало говорят.
Интересно, а много ли сейчас учительских династий? Существуют ли семьи, где дети, наблюдая круглосуточную работу родителей, всё равно решают посвятить себя учительскому труду?
«Учительская династия». Как благородно звучат эти слова. Они подчёркивают талант и образованность людей, которые избрали своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения.
Когда мы произносим слово «учитель», каждый видит перед собой своего педагога. Но обязательно в этом образе есть и тепло, и уважение, и благодарность. Эта профессия необходима и очень важна. Все, кто работает учителем, любят детей и посвящают свою жизнь их воспитанию. И эти качества они передают своим детям, свои близким. Так возникают династии. Каждое поколение продолжает дела своих предков, идёт по их стопам.
В нашем районе много педагогических династий вот некоторые из них:
- Бадюк Ярослав Николаевич – учитель математики, его жена Надежда Федоровна – учитель географии, их дочери – Елена: учитель русского языка и литературы, Ольга – учитель математики.
- Гейнц Яков Кондратьевич и его жена Роза Константиновна – учителя немецкого языка, сын Андрей – учитель истории, внук Денис – директор школы в г. Омске.
- Данилина Валентина Сергеевна и её дочь – Курганова Татьяна Сергеевна – учителя начальных классов.
- Диканова Мария Яковлевна – учитель начальных классов, её дочь Елена Николаевна – преподаватель музыки, внук Николай Юрьевич – педагог дополнительного образования, жена Николая – Марина Егоровна – педагог-психолог.
- Иванова Надежа Петровна – учитель русского языка и литературы, дочь Жанна – учитель географии, директор Звездинской средней школы, дочь Оксана – учитель начальных классов.
- Мамонов Борис Петрович – учитель истории, его жена – Галина Федоровна – воспитатель, дочери Евгения и Татьяна – учителя русского языка и литературы, сын Петр – учитель рисования и физкультуры.
- Орлянский Григорий Кузьмич – учитель биологии, его жена – Галина Романовна – учитель русского языка и литературы, дочь Людмила – учитель русского языка и литературы, дочь Татьяна – учитель биологии, сын Игорь – учитель истории.
- Перетятько Георгий Федорович – директор школы, его жена Лидия Антоновна – воспитатель, дочери Людмила и Валентина – воспитатели, внучка Лариса – учитель русского языка и литературы
- Примак Татьяна Сергеевна – учитель математики, дочь Надежда – учитель географии, директор школы в г. Красноярске, внучка Юлия – учитель информатики, Надежда – учитель химии и математики.
- Шестаков Иосиф Васильевич – директор школы, учитель истории, Ксения Андреевна – учитель начальных классов, сын Виктор – учитель истории, дочь Татьяна – воспитатель детского сада.
Давайте знакомиться с некоторыми династиями поподробнее, чье призвание – учить детей.
1. Диканова Мария Яковлевна
Мария Яковлевна всю свою жизнь проработала учителем начальных классов. Стаж её работы 41 год, из них 32 года — в Москаленской средней школе №3 (начинала ещё в Москаленской восьмилетней школе). Мария Яковлевна Отличник народного просвещения, ветеран труда. Награждена Орденом «Знак почёта» (1978), медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945гг.», Почётными грамотами и благодарственными письмами. Имена её учеников широко известны в нашем районе. Это врачи — Клепцова Валентина, Попова Галина, учителя-Лобова Галина, Стулова Евгения. Ученик Марии Яковлевны , бывший глава Москаленского р-на Мосур Виктор Иванович. Много, много достойных людей, внёсших свой вклад в развитие нашего района, воспитала Мария Яковлевна.
2. Перетятько (Диканова) Елена Николаевна
Окончила Омское музыкально-педагогическое училище №3, затем Алтайский Государственный институт культуры. Выйдя замуж за военного, побывала во многих уголках России и Зарубежья, но никогда не изменяла своей профессии. Работала преподавателем фортепиано, теоретических музыкальных дисциплин, хора. После окончания службы мужа, в 1994 году семья вернулась на родину, в р.п. Москаленки. Елена Николаевна снова вышла на работу в свою музыкальную школу (ныне Москаленская детская школа искусств им. Зонова И.Н.), ученицей которой была. В школе она работала до 2016 педагогом, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а затем директором. Её педагогический стаж составляет более 40 лет, из них 21 год – в Москаленской ДШИ. Елена Николаевна награждена грамотами и благодарственными письмами районного и областного уровня, Почетной грамотой Министерства культуры РФ, знаком «За верность профессии». Она ветеран труда РФ. В нашем районе дело Елены Николаевны продолжают её ученики. Сидоренко (Саражин) Вероника, музыкальный руководитель детского сада «Радуга», Плужникова (Матросенко) Светлана, преподаватель Москаленской ДШИ, Шрейдер Владимир, директор Звездинской ДШИ. В настоящее время Елена Николаевна работает руководителем вокального кружка при Москаленском КДЦ.
3. Диканов Николай Юрьевич
Педагогический стаж Николая Юрьевича составляет более 20 лет. Начинал он свою педагогическую деятельность в Розентальской, Алексеевской школах. Сейчас Николай Юрьевич работает в Москаленском центре дополнительного образования, заведует отделом туризма. Это неординарный человек, увлечённый своей работой. Он инструктор туристического лагеря «Дорожный лабиринт», руководитель экстрим – походов, организатор фестиваля бардовской песни, участник турнира по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», тренер по скалолазанию. На всех фотографиях, которые удалось собрать, Николай Юрьевич всегда вместе с детьми, со своими воспитанниками и учениками.
1. Мамоновы Петр и Борис
Династия начиналась с Петра Дмитриевича Мамонова. Он с семьей переехал из Рязанской губернии в 30-е годы XX века в деревню Евграфовка Москаленского района. Несколько лет он работал в деревне учителем начальных классов, так как был грамотным человеком. Семья у Петра Дмитриевича была большая: 4 сына и три дочери. Жили хоть и бедно, но дружно. Петр Дмитриевич был на фронте с первых дней войны, умер в госпитале в Польше в 1945 году. Стал учителем один из сыновей Петра Мамонова – Борис. Борис Петрович окончил Омский педагогический институт исторический факультет. Свою педагогическую деятельность он начал в 1962 году учителем математики в Ильичевской восьмилетней школе. Затем работал инструктором отдела пропаганды и агитации Москаленского райкома КПСС. А с 1971 года и до конца жизни работал преподавателем истории и географии, а затем завучем Розентальской 8-летней школы. Общий трудовой стаж Бориса Петровича составил 39 лет.
2. Мамонова Галина Фёдоровна
Тяжелая судьба досталась Галине Федоровне. Военное детство её прошло в детском доме № 37 города Тары. Трудные условия были: спали на односпальных кроватях по два человека, без простыней, под одеялами из солдатских шинелей. Воспитатели учили их шить, вязать крючком и спицами, учили быть добрыми и отзывчивыми к чужому горю. В детском доме было очень много работы: дети ухаживали за скотом, пилили дрова. Была у детского дома своя пашня, где сеяли овес, выращивали овощи. Летом заготавливали сено, шишковали, собирали ягоды. Работали очень много, благодаря этому и выжили. По окончании школы воспитанников детского дома определяли в такие учебные заведения, где они могли бы находиться под присмотром государства. Это закалило характер Галины Федоровны.
Её педагогическая деятельность началась в 1957 году, в качестве учителя начальных классов Ильичевской семилетней школы. Работала в Ольгинской средней школе, в школе рабочей молодежи, преподавала русский язык и литературу в Розентальской восьмилетней школе. Была воспитателем группы продленного дня в МСШ №3. Общий трудовой стаж её составил 35 лет. С мужем они вырастили 3 детей.
3. Мамонова Татьяна Борисовна
Татьяна Петровна Мамонова — яркий талант учителя, богатство идей и умение щедро делиться знаниями, высочайшая требовательность, принципиальность и самое доброжелательное отношение к людям привлекают к Татьяне Борисовне все новых и новых учеников.
В 1988 году Татьяна Борисовна окончила Омский государственный педагогический институт. С 1990 года работает в Москаленской средней школе №1 (ныне гимназия имени Горького А.М.) учителем русского языка и литературы. В этом году она выпускает свой очередной класс.
3. Мамоновы Евгения и Пётр
Евгения Борисовна Мамонова удачно сочетает в себе черты принципиальности и доброжелательности, требовательности и отзывчивости. Её доброта, такт, необыкновенная скромность вызывает к ней чувство глубокого уважения. Евгения Борисовна окончила Омский государственный педагогический институт в 1991 году. Работала в Екатериновской средней школе, сейчас учитель русского языка и литературы гимназии имени Горького.
Петр Борисович Мамонов. В 1991 году окончил Омское профессиональное училище № 8 по специальности художник-оформитель. В 1995 году окончил Омское педагогическое училище № 1 – преподаватель начальных классов и изобразительного искусства. С 1995 по 1999 год работал преподавателем изобразительного искусства и художественного труда в школе № 101 г. Омска. Работал преподавателем физкультуры и изобразительного искусства в Розентальской основной школе. Заочно окончил Омский педагогический институт.
1. Перетятько Георгий Федорович
Георгий Федорович Перетятько родился в 1922 году в с. Москаленки Москаленского района Омской области в крестьянской семье. Он был старшим в семье, поэтому сразу после школы начал трудиться: нужно было помогать родителям. После окончания семи классов был отправлен на ликвидацию безграмотности в село Ивановка. Свою педагогическую деятельность Г.Ф. начал в 15 лет учителем Ивановской начальной школы. С 1938 по 1941 годы работал учителем в Москаленской семилетней школе.
В 1941 году окончил педагогическое училище в г. Омске. В 1942 году Военно-медицинское училище в городе Новосибирске. Добровольцем ушел на фронт . Вся дальнейшая жизнь Георгия Федоровича была тесно связана с учительством. Вернувшись, домой с фронта, он не изменил однажды выбранной профессии и долгие годы проработал в школах Москаленского района.
После демобилизации в 1946 году отделом образования Москаленского района был направлен военруком в Москаленскую семилетнюю школу. Преподавал военное дело, физкультуру, рисование, историю, биологию и географию. Был директором Николаевского детского дома, заведовал Гвоздевской начальной школой, возглавлял педагогические коллективы Роднодолинской семилетней, Николаевской средней школах. С 1961 по 1963 годы заведовал Москаленским РОНО, проводил большую воспитательную работу с учителями района, работал в школе рабочей молодежи. До ухода на заслуженный отдых работал директором Москаленской восьмилетней школы, учителем географии этой же школы. Его педагогический стаж составляет 40 лет (20 из которых было отдано Москаленской восьмилетней школе – ныне МСОШ №3).
Учеников Георгия Федоровича можно встретить повсюду. Вот лишь некоторые фамилии: Клепцова (Гизе) Валентина Игнатьевна – детский врач, Мосур Виктор Иванович – бывший глава Москаленского района, Зашибина (Мазепа) Галина Павловна – бывшая глава Екатериновского сельского поселения. Ученики Георгия Федоровича продолжили дело всей его жизни. Учителями работают Серков Владимир Геннадьевич, Грязнов Петр Борисович, Пастарнак (Захарченко) Ирина Павловна, Бадаева (Пастарнак) Надежда Юрьевна. Это педагоги школы, где преподавал Георгий Федорович.
2. Исланкина (Перетятько) Людмила Георгиевна
Людмила Георгиевна Исланкина (Перетятько), родилась в годы Великой Отечественной войны в 1942 году. После окончания школы юная девушка не долго думала о выборе профессии. Она давно поняла, что её работа будет связана с детьми. В 1964 году заочно окончила Омское дошкольное педагогическое училище. Десять лет проработала воспитателем в детском саду № 2, пять лет – старшим воспитателем в детском саду «Солнышко». С 1973 года трудилась воспитателем группы продленного дня сначала в Москаленской семилетней школе, а когда была выстроена Москаленская средняя школа № 3, продолжила работать в ней. С 1982 года работала библиотекарем. 27 лет отдала Людмила Георгиевна своей родной школе. В 2001 году она ушла на заслуженный отдых, проработав еще 4 года на пенсии.
Скрытый текст
Старшая внучка Георгия Федоровича – Лариса Петровна Кулева (Исланкина) продолжила династию педагогов. Она является учителем в третьем поколении. С детства Лариса наблюдала за работой дедушки, бабушки и мамы. После окончания средней школы она поступила в Омский педагогический институт, выбрав профессию учителя русского языка и литературы. После окончания института по распределению поехала работать в школу в село Красовка Оконешниковского района Омской области. В этой школе она попробовала себя во всем: была воспитателем в интернате, преподавала русский язык и литературу, историю и рисование.
В 1993 году она с семьей вернулась в Москаленки и переводом была принята на работу в Москаленскую среднюю школу № 3, где продолжила свою трудовую деятельность. Ларису Петровну назначили заместителем директора по воспитательной работе. Она проявила себя творческим организатором внеклассной работы. Её мероприятия отличались интересными сценариями и высокой активностью учащихся. Лариса Петровна уделяла большое внимание индивидуальному подходу к детям, при этом используя различные методы воспитания. Умела раскрывать причинно-следственные связи во многих неблаговидных поступках и правонарушениях учащихся. Проводя большую работу по воспитанию активной жизненной позиции, она добивалась определенных результатов. Под непосредственным руководством Ларисы Петровны начал активно действовать школьный ансамбль, был показан хороший результат в проведении районных фестивалей художественной самодеятельности школ.
С 1995 по 2003 работала учителем русского языка и литературы и заместителем директора школы, педагогом дополнительного образования в доме детского творчества (сейчас это центр дополнительного образования).
С 2007 года по настоящее время она ведет уроки русского языка и литературы в Москаленской очно-заочной средней общеобразовательной школе.
1. Примак Татьяна Сергеевна
Татьяна Сергеевна Примак родилась в деревне Рябинка Москаленского района. После окончания 7 класса родители отправили её получать среднее образование в город. Вместе с сестрой, которая училась в медицинском институте, они снимали домик, где была маленькая печка и не было света. Жили на стипендию сестры Лиды.
Что будет учителем математики, Татьяна решила еще в школе. Все одноклассники брали её тетрадь, чтобы списывать домашнее задание. А учительница никак не могла понять, почему в тетрадке было все аккуратно написано, а обложка была в ужасном состоянии.
После окончания школы, Татьяна Сергеевна поступила в Исилькульский педтехникум на учителя начальных классов, потом в Омске поступила на заочное отделение в педагогический институт. Первым местом работы Татьяны была Спартаковская восьмилетняя школа. С учениками жили дружно.
В семье часто вспоминают такой эпизод. Для того, чтобы сделать общую фотографию класса необходимо было идти на разъезд, который находился между ст. Помурино и ст. Пикетное. Транспорт в те годы туда не ходил, и пришлось всем классом идти пешком. Её семиклашки все дружно сделали эту фотографию на память.
Там в деревне вышла замуж, родила двух дочек, но жизнь с мужем не сложилась. После развода уехала в Казахстан. Там недолго проработала в школе. Потом вернулась в родной Москаленский район, где проработала 35 лет учителем математики в Тумановской средней школе . Когда появился ЕГЭ, её класс написал экзамен лучше всех в районе и занял 1 место.
Общий стаж работы в сфере образования Т.С. почти 50 лет (без 2 месяцев).
2. Шачнева (Прудникова) Надежда Александровна
По стопам мамы учителем стала старшая дочь — Надежда Александровна Шачнева (Прудникова).
Она с детства мечтала стать учителем географии. После окончания школы поступила в Омский педагогический институт на факультет географии. Вместе с подругой поехала работать в школу в деревню Татьяновка Москаленского района, как шутит Надежда Александровна «понимать деревню». И сейчас годы работы в деревне считает самыми лучшими в жизни.
После замужества уехала вместе с мужем-летчиком в республику Тыва (город Кызыл), там работала воспитателем в детском саду. С 1992 года работает в Красноярске, куда перевели мужа по службе. Сейчас Надежда Александровна Шачнева – учитель географии и директор школы в Аэропортовской средней школе г. Красноярска. Местные жители, когда встречают её на улице, всегда говорят ей слова благодарности за своих детей и внуков.
3.Каратаева (Варкушина) Татьяна Викторовна
Старшая внучка – Татьяна Викторовна Каратаева (Варкушина) окончила пединститут. По профессии она учитель начальных классов и воспитатель детского сада, сейчас работает инспектором по делам несовершеннолетн их.
4. Полегенько (Варкушина) Надежда Викторовна
Надежда Викторовна Полегенько (Варкушина) – продолжатель педагогической династии. На вопрос: почему решила стать педагогом, мы получили ответ. Примером всегда были бабушка и тётя.
Так всё таки, что движет людьми при выборе, в данном случае – наверно генетика. Как сказала Надежда Викторовна, это было у неё в крови. И всегда перед глазами стаял пример бабушки – педагога от Бога.
В 2009 году Надежда Викторовна поступила в педагогический университет на естественнонаучный факультет, окончив университет, пошла работать в Москаленскую очно-заочную школу. Сейчас уже третий год работает в Москаленском лицее, который сама и окончила. Она заместитель директора по воспитательной работе и учитель математики и химии. Почему такие сложные предметы (по крайней мере, для меня). Это наследство от бабушки – она учитель математики и у внучки математический склад ума. А Надя с детства любила естественнонаучные предметы: химию, биологию.
Надежда Викторовна не сидит на месте, она всегда вместе с детьми, если не учит их предметам, то повышает свои знания: участвует в конкурсах районного и областного масштаба. В прошлом году участвовала в областном конкурса, как лучший учитель химии. В 2022 году она участвовала в районном конкурсе «Учитель года», где заняла 2 место. В этом году будет участвовать в областном конкурсе «Урок на сорок баллов» — одна от нашего района. Надежда Викторовна очень любит свою работу и ни о чем не жалеет. Для своих учеников она прежде всего друг, в потом уже наставник. Тяжело было работать в самом начале своего профессионального пути, но всё равно, она справилась. И теперь, встречая своих теперь уже бывших учеников, она слышит только слова благодарности и это дорогого стоит. Значит, жизнь проживает не зря, значит, выбрала правильный путь.
5. Шачнева Юлия Геннадьевна
Юлия Шачнева – еще один представитель этой славной династии. Получила 3 высших образования. Она окончила Сибирский педагогический университет по специальностям: математика, системный программист; лингвист-переводчик, педагог-психолог. В данное время работает учителем информатики в той же школе что и мама – Надежда Александровна Шачнева.