Пришёл сентябрь — златоцвет

В народном календаре осенью отмечается немало праздников. Пришли они из глубокой старины. Люди прощались с привольным летом, солнечным теплом. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить свадьбы и народные гуляния. Об осенних праздниках и шла речь на фольклорных посиделках «Пришёл сентябрь — златоцвет». Гостями посиделок стали члены местных отделений Всероссийских обществ инвалидов и ветеранов, а также жители посёлка.

Как только не звучали названия сентябрьских праздников: Андрей Стратилат — тепляк, Фёкла – свёкольница, Наталья – овсяница, Семён – столпник или Семён – летопроводец и многие другие. И у каждого праздника своя традиция празднования. Более подробно ведущая рассказало о Дне посиделок на кухне, который отмечается 8 сентября. Доподлинно неизвестно кто выступил инициатором торжества. Само датирование было выбрано безосновательно и не имеет определенной исторической основы.Кухня — это место, где всегда тепло и уютно. И неважно, сидите вы с друзьями, семьёй или в одиночку. Посиделки на кухне — это впитывание тепла Дома, его доброго настроя и любви. А с таким зарядом можно воротить любые горы и с улыбкой воспринимать любые ситуации.На кухне не только велись разговоры, но и хозяйка угощала разнообразными блюдами. Гости встречи приняли активное участие в викторинах «Красна изба пирогами» и «Каша – пища наша». Узнали какие пироги называются «Векошником» и «Накрепком», а также рецепты двадцати незаслуженно забытых русских каш. Попробовали самую любимую кашу Петра I- из перловой крупы, моркови и лука, поджаренных с кусочками солёного сала. Угостились капустными пирогами и «органиком» — пирогом с морковью. Значимым для русского человека был праздник Семёнов день. Особое место занимал он у крестьян. С ним связывался конец лета и начало осени («Семен лето провожает»). Совершался обряд осенин, первой встречи осени. Начиналось настоящее или «старое» бабье лето («Семен бабье лето наводит»), которое продолжалось до 21 сентября — дня Рождества Богородицы. С этого дня начинались посиделки или засидки и свадьбы. В этот день и вплоть до Покрова у наших предков была немного странная традиция: проводить похороны насекомым. Это был шуточный обряд.
В каждой губернии были свои традиции: где-то насекомое предавали земле, положив его в деревянный ящичек, где-то делали для него гробик из корнеплодов, например, из редьки или репы, где-то клали в скорлупе от орехов или старых лаптях. Традиция, уходящая в глубь славянской культуры.

Этот странный обряд предшествовал последующей череде свадеб, которые традиционно праздновали осенью после сбора урожая. Так что причитавшие юные девушки могли показаться во всей красе, похвастаться пирогами и потом рассчитывать на сватовство.

Традиция уходит корнями в славянскую мифологию: нашим предкам представлялось, что насекомые тесно связаны с душами умерших близких, а сам обряд был очень символичен и служил своеобразным оберегом.

Похороны сопровождались шумным оплакиванием, причитаниями, панихидой, ударами в горшки, имитирующие погребальный колокольный звон, чтением заупокойных молитв, псалмов. После предания насекомых земле им на могилки устанавливали миниатюрные кресты. Усопших поминали пирогами, мёдом, брагой и пивом. Такой обряд прошёл и на фольклорных посиделках. С причитаниями и песней «Комара муха любила» похоронили насекомых, что символично смене календарного времени года.
Гости посиделок расходились в прекрасном настроении.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться