Мастер новеллы

Есть книги, которые хочется иметь в личной библиотеке и держать всегда под рукой, чтобы взяться за них в любое время. Новеллы О. Генри из их числа, и мы не устаём восхищаться гением писателя, его мастерством владения словом. 

В этом году, 11 сентября, исполняется 160 лет со дня рождения Уильяма Сидни Портера (1862 – 1910), уроженца Северной Каролины, прославившегося на весь мир под псевдонимом О. Генри.

Судьба не наградила Билли Портера ничем, кроме чувства юмора и литературного таланта. Все прочие случайные дары она отбирала быстро и безжалостно.

Цитата: «В том году в Соединенных Штатах среди прочих несчастий был президент-демократ…»

Сменить имя и профессию его заставили жизненные обстоятельства, иначе мир мог никогда не узнать писателя-юмориста О’Генри. Все началось с того, что в 1901 году некий О’Генри стал присылать свои рассказы в редакции нью-йоркских газет. Их охотно печатали, а редакторы ломали голову: откуда он взялся? Однако загадочный автор не спешил удовлетворить их любопытство. В конце 1903 года О’Генри подписал контракт с самой многотиражной нью-йоркской газетой «Уорлд» на 52 воскресных рассказа в год по цене 100 долларов за каждый. Одновременно он сотрудничал и в других изданиях. Как вспоминал один из друзей, бывало, что, сидя за столом, О’Генри дописывал сразу два рассказа, потому что в разных редакциях их с нетерпением ждали художники, чтобы успеть нарисовать иллюстрации.
Это был поистине каторжный труд без выходных дней и отпусков. За время своей литературной деятельности он опубликовал свыше 250 новелл, которые выходили отдельными сборниками. Первыми были «Короли и капуста», «Четыре миллиона». Затем — «Благородный жулик», «Дороги судьбы», «Деловые люди»…

Критики единодушно признавали, что благодаря своим маленьким шедеврам О’Генри стал любимчиком публики. Тем не менее он панически боялся, что правда его жизни откроется. Не разрешал печатать свои портреты, не подписывал свои книги на ярмарках и вообще не бывал на людях. Среди людей вжимал голову в плечи, будто ожидая, что в следующую секунду кто-то хлопнет его по плечу: «Привет, дружище, давно ли из каталажки?» Газетчики утверждали, что за странным поведением знаменитого литератора кроется какая-то тайна, и тщетно гадали, в чём она. 
Ответ прозвучал только после его смерти, когда Эл Дженнингс опубликовал свои воспоминания «О’Генри на дне». Лишь тогда стала известна его биография и настоящее имя — Уильям Сидней Портер. Оказывается, О’Генри работал кассиром-бухгалтером в банке в техасском городе Остине. Был обвинён в растрате и полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. По возвращении в США был осужден и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провёл три года. 

Баловнем судьбы Уильям не был никогда. Мать будущий писатель потерял в раннем возрасте. Доктор Портер, отец, махнул рукой и на воспитание детей, и на содержание семьи. В его жизни осталось две страсти – алкоголь и изобретение вечного двигателя. Ну, или хотя бы экипажа, движимого энергией пара. К сожалению, изобретателя преследовали неудачи: ни один капиталист не проспонсировал его проекты. К тому же мать и сестра Эвелина (бабушка и тетя юного Билли) то и дело прокрадывались в переоборудованный под мастерскую сарай и яростно крушили все механизмы.

В школу Билли не ходил, поскольку единой системы обязательного образования в США просто не существовало. За его образование взялась тетя Лина: открыла на дому классы для племянника и его приятелей – соседских оболтусов. А лет в 15-16 подросток перекочевал в надежные руки дяди Кларка.

Кларк Портер владел аптекой. Он заставил Билли вызубрить лекарственные справочники, сдать экзамен на фармацевта. И, если верить Николаю Внукову, автору беллетризованной биографии О. Генри, именно дядя Кларк привил племяннику вкус к хорошей литературе: под его нажимом пришлось Билли отложить в сторону «Грозу Ямайки» и взяться за Диккенса, Теккерея и «Севастопольские рассказы» русского графа Лео Толстого. Портер Толстого знал и любил, поскольку на страницах рассказов О. Генри русский граф всплывает неоднократно, уступая разве что Твену.

Рассказы О’Генри, каждый из которых почти всегда содержал массу великолепно-очерченных лиц и оригинальный, затейливый сюжет, быстро завоевали себе популярность и у американских читателей. Критики называли писателя «американским Киплингом», «американским Мопассаном», «американским Гоголем», «американским Чеховым».

https://www.youtube.com/watch?v=llTNTVSXUmQ

Рассказы О.Генри, которые полны оптимизма и юмора и поднимают настроение.

'Дары Волхов' 1905 год

У Деллы один доллар восемьдесят пять центов. А завтра будет рождество. Остаётся только рыдать, что и сделала девушка. Она копила эти деньги, чтобы купить подарок любимому человеку Джиму. Но денег всё равно недостаточно. У Джима и Деллы две семейные ценности-это шикарные волосы Деллы и золотые часы Джима, которые достались ему в наследство от близких людей. Они живут скромно, но очень любят друг друга и им друг для друга ничего не жаль. Молодые люди самые счастливые люди из всех. 

'Последний лист' 1907 год

Молодая женщина Джонси серьёзно болеет воспалением лёгких. И доктор говорит, что ей поможет выздороветь только стремление жить. Вот как раз с таким настроем всё плохо. Джонси считает листья на дереве за окном. Она считает, что умрёт, когда опадёт последний лист. Её соседка по комнате рассказывает об этом старому художнику. И он рисует лист на дереве. Джонси смотрит в окно и видит, что несмотря на дождь и сильный ветер лист держится.

'Персики' 1908 год

У Малыша Мак-Гарри и у его жены медовый месяц в разгаре. Он самый сильный боксёр на ринге и всем противникам умеет дать отпор. Но сейчас он мягкий и добрый человек и для молодой жены готов достать звезду с неба. И молодая жена пожелала персик. Молодожён отправляется добывать фрукт. Всех обошёл, приятелей и знакомых и везде были апельсины. И тогда он идёт в полицию и сообщает им адрес притона. Когда полиция захватывает это заведение, Малыш первым делом врывается в зал, где картёжники подкреплялись после игры и с трудом находит персик.

'Из любви к искусству' 1906 год

Молодые люди встретились и к ним пришла любовь. Джо и Дилия поженились. Они живут скромно, снимают крохотную квартирку и молодые люди очень счастливы. Наступил день, когда у них закончились средства для жизни.

И Дилия решает давать уроки музыки. Джо также хотел зарабатывать чем угодно, но жена была против. Итак, они оба приносили деньги домой. В один из таких дней Дилия обожгла руку и Джо сразу догадался, где она работает. Он признался, что работает истопником. А сегодня Джо отправили за лекарством для пострадавшей работницы. 

'Дебют Мэгги' 1906 год

Анна и Мэгги работают на картонажной фабрике. И когда Анна со своим другом шли на танцевальные вечера, они приглашали и Мэгги. Она казалась неприметной девушкой, которую никогда не приглашали на танец. Но тут произошло чудо и девушка пришла с интересным парнем, который прекрасно танцевал и умел создавать вокруг себя праздничную атмосферу. И Мэгги расцвела и все увидели, что она привлекательная девушка.

Настоящая слава пришла к О’Генри уже после его смерти. Последние его слова были: «Зажгите свет, я не хочу уходить в темноте».

В годы великой депрессии, когда весь мир летел в пропасть веселые, остроумные рассказы О’Генри помогали многим выжить. Через 8 лет после смерти писателя основали премию в его честь. Писатель оставил потомкам чудесные дары. Потрясающий юмор и мудрость героев. 

У нас в стране тоже любят этого писателя. По мотивам его рассказов были сняты фильмы, которые популярны и в наши дни.

Тайны О. Генри

  • Он ненавидел своего отца. И любил, конечно, тоже.
  • Элжернон Портер был врачом и изобретателем. И неудачником.
  • Уильям не мог простить отцу, что тот не уберег мать, умершую, когда сыну было три года. Не мог простить своего стыда за отца, которому не
    на что было напиваться в приличных заведениях и который пил в грязных кабаках кукурузный самогон вместо виски.
  • Зачем писателю был нужен псевдоним? Что он хотел скрыть от людей? Свое прошлое. Он хотел забыть его – и не
    мог. После обвинения в растрате Уильям скрылся. Почему он так поступил? Сам Портер уклонялся от ответа на этот вопрос даже в разговоре с самыми близкими
    людьми. Лишь намекал, что с растратой его умело подставили, а значит, приговор суда наверняка будет обвинительным. Поэтому он бежал. Но вернулся – когда умирала жена.
  • Его арестовали после её похорон.
    В тюрьме было достаточно времени, чтобы
    писать…Позже его снисходительно величали
    «великим утешителем». Это верно.
  • Печаль ему была дороже ярости, а юмор – сатиры.
  • Он жалел людей – и значит, любил.
  • Их – не себя.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться