Александр Зацепин «Есть только миг…»

Александр Сергеевич Зацепин – известный советский и русский композитор, Народный артист Российской Федерации. Плодом его творчества стало огромное количество хитов, прозвучавших в популярных фильмах и множество шлягеров для звезд эстрады.

Биография Александра Зацепина созвучна с целой музыкальной эпохой, богатой настоящими талантами и творческими личностями. Музыкальные композиции Александра Зацепина с удовольствием слушает и подпевает не одно поколение людей, выросших на советском кинематографе. Композитор занимался также более масштабными работами, среди которых симфонии, мюзиклы и балет.

Зацепин Александр Сергеевич за столь продолжительную творческую деятельность и активное участие в культурной жизни России в профессиональных кругах приобрел прозвище «Железный Шурик», так как всегда славился трудолюбием, упорством и целеустремленностью.

Детство и родители
Александр Зацепин появился на свет 10 марта 1926 г. в самом крупном городе сибирского региона – Новосибирске. Отец, Сергей Дмитриевич, занимал должность врача-хирурга в местной больнице. Мать, Валентина Болеславовна, преподавала в школе русский язык и литературу.

По национальности Александр русский, хотя имеет белорусские и польские корни по материнской линии.

Будущий известный композитор учился в обычной новосибирской общеобразовательной школе №12. Любил проводить время с друзьями во дворе, играл в футбол, катался на велосипеде, с удовольствием посещал секцию гимнастики и акробатики. В юном возрасте всерьез мечтал связать жизнь с этим увлечением и стать цирковым акробатом.

Родители не поддержали идею сына, и Александр вскоре отказался от манящей карьеры. Круг интересов юного Зацепина отличался разнообразием.

Отец, хирург, был с головой увлечен химией и даже создал небольшую опытную лабораторию у себя дома. Мальчик с удовольствием наблюдал за происходящими там процессами и, благодаря примеру Сергея Дмитриевича, проникался наукой.

Как и большинство школьников того времени, Александр посещал кружок радиолюбителей и успешно занимался конструированием радио- и кинотехники. За собранный самостоятельно кинопроектор был отмечен главным призом на городской олимпиаде среди школьников. Увлечение помогло Зацепину в будущем при создании своей первой студии звукозаписи в московской квартире.

Найти себя и правильно реализовать многочисленные таланты будущему композитору помогли родители. Не было бы любимых всеми песен и кинофильмов, если бы Александра не отдали в музыкальную школу.

Семья тогда даже не подозревала, насколько принятое решение является судьбоносным не только для их сына, но и для культуры страны. Любовь к технике не оставляла Сашу. Помимо музыкальной школы, он развивается еще в двух направлениях: обучается профессии тракториста и посещает курсы автомехаников.

Первое дало возможность участвовать в полевых работах местного коллективного хозяйства, что служило неоспоримым предметом для гордости. Второе – на всю жизнь привило любовь к киноискусству.

Жизненные перемены
Печальное событие настигает семью Зацепиных в первый год войны. Отца композитора, уважаемого человека и заслуженного хирурга, с помощью ложного доноса обвинили в антисоветской пропаганде, объявили «врагом народа» и отправили в лагерную ссылку на 10 лет.

Для Александра это событие было сильнейшим ударом. Но в тот же год он становится студентом Новосибирского института железнодорожного транспорта с целью когда-нибудь перевестись в Москву на факультет радиосвязи.

В институте будущий композитор стал участником местного джазового оркестра и перестал уделять внимание учебе по специальности. Это дало ему возможность начать активно развиваться в творчестве, но создало проблемы с успеваемостью.

В 1945 году Зацепина отчислили из института и отправили на службу в армию. Там одаренный юноша, помимо фортепиано, освоил еще несколько музыкальных инструментов и вплоть до демобилизации активно выступал в ансамбле песни и пляски.

Первые шаги к известности
Закончив службу в армии, Александр Зацепин не свернул с избранного пути и поступил на работу в Новосибирскую филармонию. Гастрольная жизнь с головой поглотила молодого человека, но личные амбиции не давали покоя и требовали стремиться к более высоким целям. Во время выступления в Казахстане Зацепин решил продолжить образование, но теперь уже по музыкальной части. Он подал документы в музыкальное училище, но приемная комиссия, видя перед собой несомненный талант, направляет его на ступень выше. Таким образом, будущий композитор становится студентом консерватории. Там же и состоялся его первый громкий музыкальный дебют. Дипломная работа Зацепина «Старик Хоттабыч» была частью постоянной программы казахского театра около 15 лет. После окончания учебы Зацепин занимал должность концертмейстера филармонии в Алма-Ате, начал писать будущие хиты для кинематографа. Дебютом стали музыкальные темы, созданные для документальных фильмов.

Первая музыка композитора для игрового кино прозвучала в фильме «Наш милый доктор». Песня «Надо мной небо синее» имела грандиозный успех. Зацепина пригласили на работу в Москву.

Переезд в Москву сыграл решающую роль в судьбе композитора. Там происходит его знакомство с популярным на тот момент поэтом Леонидом Дербеневым. Плодом совместной творческой работы стали такие известные песни из кинофильмов, как «Губит людей не пиво», «А нам все равно» и другие.

Прорывом для Зацепина стала встреча с режиссёром Леонидом Гайдаем, который пригласил его к работе над комедией «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».  «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессии».

О сотрудничестве с Гайдаем вспоминал: «Леонид Гайдай очень серьёзно подходил ко всему, в том числе и к музыке. Он говорил: «Мне неважно, будут песню по радио крутить или нет. Важно, чтобы народ её пел». А это задача сверхсложная. Никто не может сказать заранее, станет ли та или иная песня хитом».

С 1965 года Александр Сергеевич работал вместе с Леонидом Дербенёвым и их дуэт стал самым известным. Вместе они написали более 100 хитов, и большинство из них стали настолько популярными, что слушатель привык видеть рядом стоящие фамилии Зацепин и Дербенев и уже не воспринимал одного без другого.

В 1973-1974 годах в Советском союзе шел фильм «Земля Санникова», где зрители впервые услышали песню «Есть только миг» в исполнении Олега Ануфриева. Прошло больше сорока лет, а песня продолжает звучать, и живет самостоятельной жизнью, уже не ассоциируясь с фильмом. Это один из тех случаев, когда жизнь песни оказалась продолжительнее, чем популярность фильма.

Невозможно представить себе эти ленты без прекрасной музыки Александра Зацепина, на счету которого больше трехсот песен к 120 кинофильмам и мультфильмам. Его песни исполняли такие именитые величины, как Олег Даль, Андрей Миронов, Аида Ведищева, Юрий Никулин и другие.

Александр Зацепин действовал не только на кинематографическом поле. Он также создавал хиты и для эстрадных исполнителей.

Наиболее продуктивным для Зацепина было творческое сотрудничество с Аллой Борисовной Пугачевой. Песня «Кто виноват», целый альбом под названием «Зеркало души» положили начало для совместной плодотворной работы.

В его студии она записала около 20 песен, среди них «Куда уходит детство», «Этот мир», «До свидания, лето», «Волшебник-недоучка». Песни, созданные Зацепиным, вошли в музыкальный телефильм «Женщина, которая поет» (1978) с Аллой Пугачевой в главной роли. Фильм стал лидером проката и собрал на своих сеансах 54,9 миллиона зрителей.

Череда разногласий между двумя талантливейшими людьми, не помешала рождению таких шедевров, как «Жизнь без любимого», «Помоги мне» и другие.

Финальной точкой их профессиональных отношений стало появление на свет песен к мелодраме «Женщина, которая поет». Эта великолепная работа, к сожалению, стала их последним совместным трудом.

В 1982 году Зацепин переехал на постоянное место жительства во Францию, после чего на родине на него начались нападки. Печатные издания критиковали все те любимые песни, которые еще недавно превозносили до небес. Их стали называть пошлыми, бессмысленными и поверхностными.

Только в самом конце 80-х композитор вернулся и в Россию, и в отечественный кинематограф. Он написал саундтреки для новых фильмов «Где находится нофелет?», «Она с метлой, он в черной шляпе», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Из последних работ творца выделяется музыка к военной драме «В июне 41-го» и детективному сериалу «Красная капелла».

Александр Сергеевич Зацепин был удостоен различных званий и наград. В 2003 году ему было присвоено звание Народный артист РФ. Заслуженный деятель искусств РФ (1997).
В 2011 году за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность композитор был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 2015 году он был удостоен Премии дружбы народов «Белые журавли России».

В 2019 году с его участием был подготовлен авторский документальный фильм «Мне уже не страшно…». Позднее композитор завершил работу над анимационной лентой «Оранжевая корова», которая была представлена на канале «Союзмультфильм». Александр Сергеевич утверждает, что не привык писать в стол, поэтому, сколько хватит сил, будет создавать произведения для слушателей.

Сейчас Александр Зацепин живёт на берегу женевского озера в Швейцарии, где продолжает заниматься музыкой. Он ведёт тихую размеренную жизнь и в то же время продолжает строить планы на будущее. Как известно, в марте 2021 года прославленный советский композитор отметил 95-летний юбилей.

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться