Год лейтенантской прозы

2024 год объявлен в России годом лейтенантской прозы. В этом году мы празднуем столетний юбилей Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова, Виктора Астафьева, Бориса Васильева. Тех, чья юность опалена войной. Они вернулись с войны, а многие их друзья и товарищи нет. Желание рассказать о пережитом и перечувствованном и привело многих из них в литературу. Они писали «окопную правду», показывая страшную реальность войны, которая вытесняла фанфарную браваду и идеологические установки. На первом плане в их произведениях всегда был человек, часто он был наделен обычными, негероическими переживаниями или обыденным, неприметным героизмом. 

Основоположником лейтенантской прозы считается Виктор Некрасов. Тридцатилетний Некрасов встретил войну работником театра в Ростове-на-Дону. Ушел на фронт добровольцем. Был сапером. Воевал в Сталинграде. Войну закончил в Польше. Чтобы восстановить руку после ранения врачи посоветовали больше писать. Так появились первые наброски романа «В окопах Сталинграда». Непосредственный участник событий, он одним из первых правдиво описал войну, которую видит солдат из окопа.

Некрасов, В.П. В окопах Сталинграда

Некрасов, В.П. В окопах Сталинграда : повесть, рассказы / Виктор Некрасов. – Москва : Эксмо, 2007. – 512 с.

В окопах Сталинграда | Некрасов Виктор Платонович - купить с доставкой по  выгодным ценам в интернет-магазине OZON (996725953)«Что такое вообще храбрость? Я не верю тем, которые говорят, что не боятся бомбежек. Боятся, только скрыть умеют. А другие — нет. Максимов, помню, говорил как-то: «Людей, ничего не боящихся, нет. Все боятся. Только одни теряют голову от страха, а у других, наоборот, все мобилизуется в такую минуту и мозг работает особенно остро и точно. Это и есть храбрые люди».

«Самое страшное на войне — это не снаряды, не бомбы, ко всему этому можно привыкнуть; самое страшное — это бездеятельность, неопределенность, отсутствие непосредственной цели. Куда страшнее сидеть в щели в открытом поле под бомбёжкой, чем идти в атаку. А в щели ведь шансов на смерть куда меньше, чем в атаке. Но в атаке — цель, задача, а в щели только бомбы считаешь, попадет или не попадет».

«На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она — как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный».

Уже тогда определились основные черты «лейтенантской» прозы: документальная основа, рассказ от первого лица, непосредственного участника событий. Как правило, это молодой лейтенант, вчерашний школьник.

Юрий Владимирович Бондарев

Скончался Юрий Васильевич Бондарев | 29.03.2020 | Новости Оренбурга -  БезФормата О войне Юрий Бондарев знал не понаслышке – он был участником Великой Отечественной войны. На фронте командовал артиллеристскими орудиями и миномётными расчётами, принимал участие в обороне Сталинграда, форсировании Днепра и освобождении Киева. 

Фронтовые подвиги Юрия Бондарева были отмечены орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями. Вернувшись в Москву, Юрий решил получить мирную специальность, поступил на шофёрские курсы, а через непродолжительное время подал документы на подготовительное отделение Московского авиационно-технологического института. Но его неудержимо влекло к литературе. Будучи ещё курсантом военного училища, Бондарев возобновил свои литературные опыты — стал писать стихи и прозу, поэтому решился подать заявление на сценарное отделение ВГИКа. Вскоре он узнал, что в Москве есть институт, где учат писательству. Так в 1946 году Юрий стал студентом Литературного института имени Максима Горького.

Впоследствии Бондарев вспоминал, что, поступая в институт, ни в коей мере не ставил себе целью обязательно стать профессиональным писателем: « Просто вновь вернулась страсть к литературе, отношение к ней как к единственной любви».

Произведения Юрия Бондарева воспитывают патриотизм и отвагу, сохраняют память о подвиге предков на полях сражений Великой Отечественной войны, а также затрагивают важнейшие жизненные вопросы: что такое добро и зло, как проявляются верность и предательство, в чём разница между милосердием и душевной чёрствостью.

Наиболее известные книги:

«Горячий снег», 16+

«Горький пот войны», 16+

«Батальоны просят огня», 16+

«Последние залпы», 16+

«Тишина», 16+

«Выбор», 16+

Григорий Яковлевич Бакланов

Когда началась война, Григорий проходил летнюю практику на 18-м авиационном заводе. С этого времени упорно старался попасть на фронт (1923 год не призывали); прошёл медкомиссию в лётную школу; экстерном сдал экзамены за 10-й класс (тех, кто закончил десятилетку призывали с 18 лет). Осенью 1941 года в московском ополчении погибает старший брат Григория, а сам Григорий рядовым-добровольцем вступает в 387-ой гаубичный полк. С полком воюет на Северо-Западном фронте, вступает в ВКП(б).

В ноябре 1942 года отправлен во 2-е Ленинградское артиллерийское училище, по окончании которого в августе 1943 года становится командиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. В октябре 1943 года получает тяжёлое осколочное ранение в бою под Запорожьем. Полевой госпиталь, потом — Днепропетровский госпиталь. Перенёс несколько операций, признан негодным к строевой службе, но в апреле 1944 года возвращается в полк. Воевал на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии. В январе 1945 года контужен. Весной 1945 года в Австрии встретил конец войны. Закончил войну лейтенантом, начальником разведки артдивизиона. Награждён медалями, орденом Красной Звезды (1945), орденом Отечественной войны I степени (1985).

В декабре 1945 года демобилизуется и приезжает в Москву.

Был награждён орденом Красной Звезды, медалями за взятие Будапешта и Вены, за победу над Германией. Впечатления и переживания фронтовой жизни лягут в основу его будущих произведений. В 1946-51 — х годах Бакланов стал студентом Литературного института им. М. Горького (в семинаре К. Паустовского). С 1950-го печатал очерки и рассказы, посвященные послевоенной деревне.

Первые повести о войне «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959) были доброжелательно встречены читателями и принесли Бакланову мировую известность. Некоторые советские критики обвиняли Бакланова в «окопной правде» – в правдивом изображении войны глазами её рядовых участников. Впоследствии военная проза Бакланова выходила с трудом, преодолевая идеологические препоны.
Самой трудной была судьба романа «Июль 41 года» (1964), в котором писатель одним из первых описал уничтожение офицерского корпуса Красной Армии, явившегося главной причиной поражения первых месяцев войны. Как объяснил Бакланов в послесловии к своему пятитомному собранию сочинений: «Я писал о трагедии народа, о величайшем преступлении, результатом которого стал 41-й год, миллионы убитых, миллионы попавших в плен…». Вскоре после публикации романа «Июль 41 года» был запрещён и не издавался в СССР двенадцать лет.
В 1961 г. появилось одно из лучших произведений писателя – повесть «Мёртвые сраму не имут». В дальнейшем выходят в свет романы, повести, рассказы: «Карпухин» (1965), «Друзья» (1975), «Навеки – девятнадцатилетние» (1979), «Меньший среди братьев» (1981), «Свет вечерний» (1988), «Свой человек» (1990), «И тогда приходят мародёры» (1995), «Я не был убит на войне» (1995), «Мой генерал» (1999) и другие.

Василий Владимирович Быков

Василь Быков: писатель, воин, депутат | Планета Беларусь Для большинства жителей СССР наступление немцев оказалось полной неожиданностью. Война застала Василя Быкова в Украине — там он участвовал в оборонительных работах.

В молодости уроженец Витебской области оказался на волоске от смерти: во время отступления в Белгороде он отстал от своих товарищей и был арестован. Парня сочли немецким шпионом и чуть не расстреляли. Также известно, что зимой с 1941 по 1942 годы молодой человек жил на железнодорожной станции Салтыковке и в городе Аткарске, что в Саратовской области.

Окончив Саратовское пехотное училище, Быков был призван на службу в армию, где дослужился до звания младшего лейтенанта. Василь проявил себя как отважный и мужественный человек, участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию и Знаменку.

В начале 1944-го пехотинец 3 месяца пребывал в госпитале, а когда восстановился, вновь стал сражаться: был командиром взвода полковой и армейской артиллерии, участвовал в многочисленных операциях, освобождал с действующей армией Болгарию, Венгрию, Югославию и Австрию.

Неудивительно, что произведения Василя Владимировича пропитаны запахом войны. События с 1941 по 1945 годы оставили след в сердце Быкова, отразились на его жизни и памяти. Фрагменты воспоминаний всплывали в голове бывшего офицера все время. Ему приходилось наблюдать кровь, голод и смерть, которая постоянно витала в воздухе.

В основе творческой манеры Быкова – суровая правда в изображении войны, ее драматических и трагических ситуаций, пристальное внимание к богатству мыслей и чувств человека, демократизм и обостренная человечность, философская насыщенность и выразительность повествования.

Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета», написанная в 1962 году. В 1960-е публикует повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 1970-е – «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Все перечисленные произведения поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.

1959 — «Журавлиный крик» 16+

1963 — «Альпийская баллада» 16+

1965 — «Мертвым не больно» 16+

1970 — «Сотников» 16+

1971 — «Обелиск» 16+

1972 — «Дожить до рассвета» 16+

1978 — «Пойти и не вернуться» 16+

1982 — «Знак беды» 16+

1986 — «Карьер» 16+

1992 — «На крыжах» 16+

1996 — «Полюби меня, солдатик…» 16+

1998 — «Крыжовы шлях» 16+

1999 — «Волчья яма» 16+

2001 — «Болото» 16+

2002 — «Долгая дорога домой» 16+

Виктор Петрович Астафьев

Виктор АстафьевВо время Великой Отечественной войны Астафьев ушёл на фронт добровольцем. Войну прошел рядовым бойцом (шофер, артразведчик, связист) в составе 92-й артиллерийской бригады. Воевал на Брянском, Воронежском, Степном, 1-м Украинском фронтах. Награжден орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Польши, «За победу над Германией». Три раза был ранен, дважды — тяжело: осенью 1943 г. на Днепровском плацдарме и в сентябре 1944 г. под польским городом Дуклой. После госпиталя, весной 1945 г., его комиссовали и направили в нестроевую часть, где молодой солдат познакомился и женился на Марии Семеновне Корякиной, тоже военнослужащей.

Осенью 1945 г. Виктор Астафьев приехал вместе с женой на Урал, в её родной город Чусовой. Трудился на тяжелых работах, учился в школе рабочей молодежи. Работал слесарем, подсобным рабочим, учителем.

Тема войны стала одной из главных в творчестве писателя (за повесть «Пастух и пастушка», роман «Прокляты и убиты» ему присуждались Государственные премии 1975, 1995 гг., за повесть «Веселый солдат» — Литературная премия им. А. Григорьева 1998 г.).
В. П. Астафьев не забывал своих фронтовых друзей (Петра Николаенко, Ивана Гергеля, Вячеслава Шадринова, Равиля Абдрашитова, Георгия Шаповалова) переписывался, встречался с ними. Не раз ездил на встречи ветеранов 17-й арт. дивизии в Киев, Ленинград. Посещал места сражений: Корсунь-Шевченковское, Брусилов, Ахтырку, Богданов-Хмельницкий и другие.

На протяжении многолетней литературной работы Астафьев пишет мировоззренчески единую книгу о своем поколении, поколении драматической судьбы, обладающем редкой нравственной силой, огромным духовным богатством.

Уже после развала СССР он создает один из самых известных своих военных романов – «Прокляты и убиты», который выходит в 2-х частях: «Черная яма» (1990-1992) и «Плацдарм» (1992-1994). В 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» писателю присуждается премия «Триумф», в следующем году за свой роман «Прокляты и убиты» он был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Борис Львович Васильев

Уже в самые первые дни войны Борис Васильев уходит на фронт добровольцем в составе отдельного истребительного комсомольского батальона. 3 июля его батальон был переправлен в район Смоленска, где должно было развернуться грандиозное встречное сражение. Здесь будущий писатель попадает в окружении, из которого он смог выйти только в октябре 1941 года. После этого Васильев попадает в лагерь для перемещенных лиц, откуда его сначала отправляют в кавалерийскую, а затем в пулеметную полковую школу, которую он и оканчивает. После этого писатель продолжает службу в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Во время боевого сброса 16 марта 1943 года Борис Васильев попал на минную растяжку и получил тяжелую контузию, после чего был доставлен в госпиталь. Позднее он вспоминал о том, что ему всегда везло. В 1934 году он не умер от тифа, в 1941 не погиб в окружении под Смоленском, а в 1943 под Вязьмой, приземлившись на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но при этом на его теле не осталось ни одной царапины.

Осенью 1943 года Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, носившую тогда имя И. В. Сталина. Здесь он встречает свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая также обучалась в данной академии. После окончания в 1946 году инженерного факультета Борис Васильев несколько лет работает испытателем гусеничных и колесных машин на Урале. В 1952 году вступает в партию, а в 1954 году увольняется из рядов вооруженных сил в звании инженер-капитана. В поданом им рапорте он указывает, что хотел бы посвятить себя литературной деятельности.

При этом начало литературной деятельности выдалось не самым обнадеживающим. Первая пьеса писателя под названием «Танкисты» (1954 год), рассказывающая о сложностях смены поколений в послевоенной армии, не прошла цензуры и была запрещена Главным политическим управлением армии. Несмотря на это Васильев не опустил рук и уже вторая его пьеса «Стучите и откроется» была поставлена в армии – на Черноморском флоте и в группе советских войск в Германии.

Повесть Василия Быкова «А зори здесь тихие», принесла писателю всесоюзную известность. История, рассказанная писателем, гибель девушек, захваченных войной, простота или, скажем так, простой, то есть частный, локальный характер обстановки и места действия переключал внимание читателей на внутренние переживания героев. Личность выдвигалась на первый план.

За более чем полувековой период творческой деятельности, которая началась после возвращения Бориса Васильева с фронта Великой Отечественной войны, им было создано множество первоклассных художественных и художественно-публицистических произведений, широко известных как в России, так и за её пределами.

Наиболее известные произведения Быкова о Великой Отечественной войне:

«А зори здесь тихие…» 16+

«Завтра была война» 16+

«В списках не значился…» 16+

Пьеса «Танкисты» — по этому произведению был снят известный фильм «Офицеры». 16+

Борис Васильев писал о войне такие книги, которые невозможно забыть. Их нужно читать.

Есть вещи, о которых мы всегда должны читать, рассуждать. Мы вместе должны не только переживать, но и думать о том, как сделать страну и общество чище, а нашу жизнь — лучше, как сделать так, чтобы мы не переходили от ошибок к ошибкам. Произведения авторов лейтенантской прозы пронизаны чувством ответственности за свою Родину. 

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться