Звезда по имени Высоцкий

25 января 2022 года Владимиру Семёновичу Высоцкому могло бы исполниться 84 года. По сложившейся традиции, в эти январские дни, предлагаем информационный обзор «Звезда по имени Высоцкий», по творчеству выдающегося поэта и автора-исполнителя XX века.

У каждого человека, кому близко творчество Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий». Это был и актер, и поэт, и певец… Главное — он был личностью, ярким явлением и в жизни и в литературе. Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театра, более 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, радиоспектаклях. О Высоцком много написано книг, снято кинофильмов, выходят его пластинки и книги. Альпинисты называют его именем труднодоступные горные перевалы, а слова его песен высекают на обелисках в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету «Владвысоцкий».

Детские годы
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военного. Раннее детство будущего поэта прошло в тесной коммунальной квартире. В 1941 – 1943 годах, во время Великой Отечественной войны, Владимир с матерью находились в Оренбургской области в эвакуации. С 1947 года Высоцкий живет у отца в Германии. В конце 1949 году возвращается в Москву. Подростком начал посещать драматический кружок. Тогда он еще не совсем понимал, что его будущее принадлежит театру. Окончив школу, Высоцкий поступил в московский строительный, но через полгода осознал, что попал «не туда» и бросил учебное заведение.

Обучение, первые роли
В 1953 году Высоцкий становится участником драмкружка, под руководством артиста МХАТа В. Богомолова. В этом же году поэт создает свое первое стихотворение – «Моя клятва». В 1955 году Владимир Семенович оканчивает школу и поступает в Инженерно-строительный институт в Москве. Через полгода он бросает институт, решив поступить в театральный. В 1956 году Высоцкий, биография которого резко сменила направление, поступает на актерское отделение Школы-студии МХАТ. В 1959 году Владимир Семенович дебютировал в театральной постановке (Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании») и киноленте (фильм «Сплетницы»).

Работа в кинематографе
В 1956 дебютировал в кино эпизодической ролью в кинофильме «Сверстницы», снимался в 29 кинолентах, среди которых наибольшую известность получили: «Карьера Димы Горина», «Живые и мертвые», «Короткие встречи», «Интервенция», «Служили два товарища», «Опасные гастроли», «Четвертый», «Плохой хороший человек», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и многосерийные телевизионные фильмы — «Место встречи изменить нельзя» и «Маленькие трагедии».

Первые песни
По признанию самого Высоцкого, «отсчет серьезного песенного творчества начинается с 1961», когда была написана «Татуировка». Сочиненные ранее песни «4.49» и «Пока вы здесь в ванночке…» исполнялись на чужие мелодии. Но уже на студенческой скамье Высоцкий на мотивы популярных шлягеров писал и исполнял песенки для «капустников» и выступал с блатными песнями, которые коллекционировал преподававший в школе-студии А. Синявский.

Поэтическое наследие
Поэтическое наследие Высоцкого включает в себя песни, написанные для спектаклей Театра на Таганке «10 дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые» (1965), «Турандот, или Конгресс обелителей» (1978), театра «Современник» «Свой остров» (1971), театральных представлений других коллективов; песни для кинофильмов «Саша-Сашенька», «Последний жулик», «Вертикаль» (1966), «Война под крышами» (1967), «Хозяин тайги» (1968), «Стрелы Робин Гуда» (1975), «Вооружен и очень опасен» (1976) и многих других и более 600 песенных сочинений, исполнявшихся с эстрады.

Известность
Абсолютное большинство его песен стали известны широкой аудитории по магнитофонным записям, сделаны на публичных выступлениях Высоцкого или в домашнем кругу. Он стал кумиром миллионов людей, самых разных по социальному статусу и эстетическим пристрастиям. Такие песни, как «Я был душой дурного общества» (1961), «Тот, кто раньше с нею был» (1962), «Бал-маскарад» (1964), «Песня о друге» (1966), «Парус» (1967), «Утренняя гимнастика» (1969), «Баллада о любви» (1975) и многие другие, вызывали равно восторженную реакцию у слушателей, принадлежавших к разным слоям общества.

Интонационная и жанровая палитра песен
Интонационная и жанровая палитра песен Высоцкого чрезвычайно многообразна: от откровенно сатирических красок — «Диалог у телевизора» («Ой, Вань, гляди, какие клоуны») (1973), «Инструкция перед поездкой за рубеж» (1974), «Дорогая передача» (1977) до трагических откровений — «Кони привередливые» (1972), «Охога на волков» (1968—1978), «И снизу лед и сверху» (1980).

Мировоззренческие установки Высоцкого — пацифизм, готовность помогать людям, поиск надежды даже в сложнейших жизненных ситуациях — были выражением надежд его слушателей и в то же время художественными свойствами. Высоцкий писал и пел свои песни, как правило, «от первого лица», но этим лицом был не он сам, а персонаж. «И исполнял он песню не от себя,
а «от образа». Оттого в зале возникала очень сложная реакция: человек на сцене веселился — а зрителям тошно или наоборот, Высоцкий чуть не слезами исходит, а в зале хохот» (Б. Окуджава).

Владимир Высоцкий продолжает свою жизнь и сегодня… Она в его песнях, стихах, в нашей памяти…

Высоцкий В. Избранное

Высоцкий, Владимир Семенович. Избранное. – Москва: Сов. писатель, 1988. – 512 с.

18+ В сборнике, предлагаемом вниманию читателей, со­браны стихотворения Владимира Высоцкого, написанные им в период с 1960 по 1980 гг. Прочитав сборник, читатель в очередной раз получит возможность убедиться, что на протяжении всего своего недолгого, но очень насыщенного творческого пути Высоцкий никогда не изменял своему призванию настоящего народного Поэта.

Высоцкий В. Не вышел из боя

Высоцкий, В.С. Не вышел из боя: стихи, песни, проза – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1989. – 559 с.

18+ В сборник включены стихи В. Высоцкого, посвященные поколению фронтовиков и героям нового времени.Творчество Владимира Высоцкого стало знаменательным для целых поколений людей, росших в СССР. Народный любимец, поэт и певец, актёр театра и кино, прозаик и драматург — талант Высоцкого не знал предела и жанровых рамок. До сих пор его творчество пользуется огромной популярностью. В книгу «Выйти живым из боя…» вошли стихотворения разных лет.

Силкак Д. Владимир Высоцкий. Человек народный

Силкан, Дмитрий. Владимир Высоцкий. Человек народный: опыт прочтения биографии / Дмитрий Силкан. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 352 с. – (Биографии XX века).

18+ Владимир Высоцкий написал более семисот песен и стихов, сыграл культовые роли в театре и кино. Он был одним из немногих советских людей, кто мог свободно путешествовать по миру. Но было ли у него в жизни все так легко и безоблачно, как могло показаться на первый взгляд? Он всегда жил крайностями и шел напролом, ни в чем не признавая чувства меры. Он прожил всего сорок два года. Но и при жизни, и по прошествии сорока лет после смерти его биография до сих пор остается предметом ожесточенных споров. Эта книга – еще одна попытка попробовать понять и разгадать некоторые грани этой уникальной личности, а главное – попытаться ответить на вопросы: что сделало его таким, откуда в его песнях этот трагический надрыв, а в стихах – пульсирующий оголенный нерв?.. Своими мыслями и воспоминаниями о Владимире Высоцком и о том, как они относятся к разным аспектам его жизни и творчества, делятся двоюродная сестра поэта Ирэна Высоцкая, коллеги по актерскому цеху Лариса Лужина и Николай Бурляев, кинодраматург Илья Рубинштейн, режиссер, сценарист,Андрей Левицкий, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев, рок-музыкант Александр Ф. Скляр, поэт, литературовед Константин Кедров, скульптор, художник Григорий Потоцкий и многие другие…

Демидова А. Мой Высоцкий

Демидова, Алла Сергеевна. Мой Высоцкий / Алла Демидова. – Москва: Изд-во «Э», 2017. – 256 с. – (Роман с театром).

18+ Знаменитая актриса Алла Демидова проработала с Высоцким в Театре на Таганке почти 15 лет: со дня основания театра — до смерти Владимира Семёновича. Они вместе играли, репетировали, ездили на концерты, жили рядом на гастролях. Её предельно искренние воспоминания раскрывают Высоцкого, его личность и талант, прежде всего как театрального актера. Эта сторона его творчества, как ни странно, всегда оставалась в тени — писали о песнях Высоцкого и его фильмах, о близости его к народу, о личной жизни, наконец. Тех же, кто видел Гамлета и Хлопушу в живом его исполнении, на самом деле совсем не так много. Тем ценнее рассказ многолетней партнерши Высоцкого о Таганском «закулисье». Женская интуиция, наблюдательность и знаменитая «холодная чувственность» Демидовой позволяют читателям открыть для себя нового, доселе незнакомого им Высоцкого.

 

 

 

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться