Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
И.С.Тургенев
9 ноября — день рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883 гг.).
Иван Сергеевич Тургенев вошёл в русскую и мировую литературу как романист, обладающий превосходным стилем. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.
Произведения И. С.Тургенева оставили значимый след в истории русской и зарубежной литературы. В своем творчестве автор всегда принимал сторону слабых и выступал против несправедливого политического режима в России. Окружающие восхищались способностью Тургенева глубоко и точно передавать события того времени, умением быстро перевоплощать реальных людей в литературных персонажей.
В своих лучших произведениях Тургенев блестяще сочетал умение откликаться на самые животрепещущие проблемы современности с высоким художественным мастерством. Многообразные явления и вопросы русской жизни, духовного развития русского общества эпохи Тургенева так или иначе отразились в литературной и общественной деятельности писателя, в его творчестве. Восприятие Тургеневым этих проблем и явлений, его отношение к ним было сложным, нередко противоречивым. Значительную эволюцию претерпела и его художественная манера. Вот почему изучение творческого пути писателя представляет собой нелегкую задачу.
Тургенев предпочитал изображать жизнь не в повседневном, растянутом во времени течении, а в острых и драматических ситуациях. Ведь духовный облик русских людей культурного слоя общества в середине и второй половине XIX века изменялся стремительно: «в несколько десятилетий, по словам В. И. Ленина, совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века».
Это вносило драматическую ноту в романы писателя: их отличает краткая завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад с трагическим, как правило, финалом. Они захватывают небольшой отрезок времени, поэтому точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена в пространстве и времени. Если в характерах Онегина и Печорина «отразился век», то в Рудине, Лаврецком, Инсарове и Базарове отсчёт идёт на десятилетия. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро гаснущей искре в океане времени.
Все тургеневские романы включены в жёсткие ритмы годового природного круга. Действие в них завязывается весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается «под свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастливые мгновения полного расцвета их жизненных сил. Но именно здесь обнаруживаются с катастрофической силой свойственные им противоречия. Потому и минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлёте неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова и Нежданова…
Но трагические финалы в романах Тургенева не говорят о разочаровании писателя в смысле жизни, в ходе истории. Скорее наоборот: они свидетельствуют о такой любви к жизни, которая доходит до жажды бессмертия, до дерзкого желания, чтобы красота явления, достигнув полноты, превращалась в вечно пребывающую на земле красоту.
Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в произведения писателя образ «тургеневской любви». Как правило, это первая любовь, одухотворённая и целомудренно чистая. Она решительно разрушает будни повседневного существования: «Первая любовь – та же революция, – пишет Тургенев в повести «Вешние воды». – однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьётся её яркое знамя, и что бы там впереди её ни ждало – смерть или новая жизнь, – всему она шлёт свой восторженный привет».
Тургеневу более чем кому-либо из русских писателей, был открыт идеальный смысл любви. Тургенев испытал это и в личной судьбе – в пронесённом через всю жизнь платоническом чувстве к Полине Виардо. Тургенев открывал в своей избраннице ангелоподобное существо, осенённое тайной, освещённое благодатным небесным сиянием. Душа его упивалась проблесками возвышенного чувства, одухотворённого и бесплотного. Свет любви являлся для него путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия. Потому Тургенев так чутко присматривался к духовной сущности первой любви, чистой, огненно-целомудренной. Здесь секрет облагораживающего влияния тургеневских произведений на юные сердца.
Уважаемые друзья! Более подробно о жизни и творчестве Ивана Сергеевича Тургеневы Вы можете прочитать в предложенной литературе, которую можно взять в Москаленской центральной библиотеке.
Винникова Г.Э. Тургенев в России
Винников, Г. Э. Тургенев и Россия / Г.Э. Винникова. — Москва: Сов. Россия, 1977. — 447 с.
Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев — целая эпоха, огромный мир образов и проблем. Одна из них, самая главная — Тургенев и Россия. Ей и посвящена эта книга, в основе своей документальная. Рассказывая о жизни писателя и анализируя его творчество, автор книги кандидат филологических наук Г.Э.Винникова (Воднева) использовала самые различные архивные материалы, относящиеся к Тургеневу и его эпохе, а также материалы периодической печати 40-80-х годов XIX века, мемуарную и эпистолярную литературу. [/su_spoiler]
Гаецкий Ю.А. Ранние метели: Повесть о И.С. Тургеневе
Гаецкий, Ю.А. Ранние метели: Повесть о И.С.Тургеневе / Ю.А. Гаецкий. - Москва: Сов. Россия, 1982. - 240 с.
Повесть Ю.Гаецкого "Ранние метели" посвящена в основном юношеским годам И.С.Тургенева. В ней прослеживаются и воссоздаются те эпизоды жизни писателя и тот круг его впечатлений, которые во многом определили творческий облик будущего создателя "Записок охотника". Несмотря на то, что повесть посвящена сравнительно небольшому периоду жизни И.С.Тургенева, перед читателем как бы в сжатом виде проходит вся творческая биография великого русского писателя, человека, чье творчество всегда было освещено высокими идеалами добра и справедливости, сочувствия к человеческим страданиям, любовью к России, писательской чуткостью к общественным и нравственным проблемам своего времени.
Чалмаев В.А. Иван Тургенев
Челмаев, В.А. Иван Тургенев / В.А. Челмаев. — Москва: Современник, 1986. — 308 с. — (Б — ка «Любителям российской словесности»).
Книга посвящена жизни и творчеству великого русского писателя И.С.Тургенева. Обращаясь к биографии писателя, автор прослеживает его взаимоотношения с крупнейшими деятелями отечественной и зарубежной культуры. В исследовании, основанном на непосредственных впечатлениях от поездок автора по «тургеневским местам» на Орловщине, а также во Франции и Италии, возникает многоплановая картина художнических исканий Тургенева. Они, как известно, тесно связаны и со «школой Белинского», и с некрасовским «Современником». На них влияли взаимоотношения с Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, споры с Л.Н.Толстым, Ф.М.Достоевским, А.И.Герценом, И.А.Гончаровым.
В книгу вошли «Записки охотника», написанные И.С.Тургеневым (1818—1883) на рубеже 1840—50-х годов и принесшие ему широкую известность. В очерках писатель раскрыл высокие духовные качества русского крестьянства и «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто еще не заходил», — писал В.Г.Белинский.
Есть ли в русской классике история более трогательная, чем о дружбе глухонемого дворника-великана Герасима и маленькой собачки Муму? Прирученная еще щенком, Муму — единственная радость и лучик света, не просто питомец, а верный друг. Но жизнь сурова, и Герасиму придется сделать тяжелый выбор. Рассказ основан на реальных событиях и запоминается на всю жизнь — так много в нем искренних эмоций, психологической правды и глубокого сострадания к главному герою.
Тургенев И.С. Отцы и дети
Тургенев, И.С. Отцы и дети / И.С. Тургенев. — Москва: ЭКСМО, 2018. — 320 с. — (Классика в школе).
«Отцы и дети» — знаменитый роман Тургенева, ставший чуть ли не самым значительным произведением в истории о взаимоотношениях поколений. Споры главного героя Евгения Базарова, называющего себя нигилистом и отрицающего расхожие представления о жизни, искусстве, морали, природе человека, и его антагониста Павла Кирсанова, аристократа до мозга костей, состаляют главную проблематику романа. Но сюжетная канва строится скорее на внутреннем конфликте самого Базарова. Только что отрицавший все и вся герой, не веривший в любовь, смеявшийся над своим приятелем, способным на нежные чувства, вдруг сам страстно и пылко влюбляется. И все вдруг переворачивается вверх дном — с любовью Базаров совладать не в силах, она оказывается сильнее самых твердых убеждений.
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.