«Отец русской школы»

«Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор», – Л. Н. Модзалевский.

Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1823 в Туле, в небогатой дворянской семье. Рос и воспитывался в городе Новгороде-Северском. Мальчик любил слушать рассказы отца о сражениях русских войск и партизан против Наполеона, о пожаре Москвы. Первоначальным обучением будущего педагога руководила мать Любовь Степановна Ушинская (урожденная Капнист), которая очень внимательно относилась к любознательности ребенка, поддерживала и развивала его, дала сыну прекрасное воспитание и сама подготовила для поступления в Новгород-Северскую гимназию. В материнской школе он получил столько знаний, что был принят в III класс гимназии. К. Д. Ушинский в своих воспоминаниях так описывал свое обучение в гимназии: «Воспитание, которое мы получили… в бедной уездной гимназии маленького городка Малороссии Новгорода-Северского, было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях…».

Учился Константин неровно, однако рано обнаружил способности и склонность к словесности и истории. Его сочинения по литературе были лучшими в классе, зато в математике успехами он не выделялся. Художественный склад личности будущего педагога проявился и в том, что Ушинский с юных лет начал писать стихи и сохранил поэтическую страсть до конца своих дней.

После окончания в 1840 году гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких преподавателей, как профессор истории Грановский и профессор философии государства и права Редкин.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей:

  • Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним, в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права, а за равные права на образование женщины в Российской империи боролись вплоть до революции 1917 года, так что эти его идеи сильно опередили время).
  • Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку. Так, в «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.

Главную цель воспитания Ушинский видел в духовном развитие человека. Основой воспитания,  является воспитание семейное, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.   

Константин Дмитриевич Ушинский выделил три основные принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку.  

В 1854 году Ушинскому удалось устроиться учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинский сиротский приют. Это заведение славилось жестокими методами воспитания. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, а ещё искоренить доносительство и воровство среди воспитанников.

Так в 1859 году 35-летний Ушинский стал инспектором классов Смольного института. Эта должность — что-то вроде завуча по учебной части, главного по содержанию и методикам обучения. Правда, незадолго до этого на прежнем месте у Константина Дмитриевича случился конфликт — и как раз по поводу методик преподавания, которые казались ему устаревшими. Ушинский везде был реформатором, но в Смольном впервые получил на это высочайший карт-бланш.

После ухода из Смольного,  он изучает  и описывает опыт передовых европейских школ. К педагогической практике он больше не вернулся, но написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», занимался общественной деятельностью.

 Приглашаем в библиотеку!

  1. Зажурило, В.К. Ушинский в Петербурге: очерк-путеводитель / В.К. Зажурило. – Ленинград: Лениздат, 1979. – 191 с.

Книга посвящена великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому, большая часть жизни которого и почти вся практическая деятельность связана с Петербургом. 

 

  1. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. – Москва: Просвещение, 1968. – 557 с.

Произведения, вошедшие в данный сборник, включены во многие программы по истории педагогики. Издание имеет образовательную, научную, историческую ценность и составляет фундамент современной отечественной педагогической литературы. В книге представлены в хронологической последовательности работы К. Д. Ушинского по общетеоретическим вопросам педагогики, работы, раскрывающие его теорию первоначального образования, которая была положена в основу классических учебных книг «Детский мир» и «Родное слово».

3. Лордкипанидзе, Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского / Д.О. Лордкипанидзе. – Москва: Просвещение, 1950. – 368 с.

Философские и общественно-политические воззрения К.Д.Ушинского. Учение Ушинского об общих основах педагогики. Общепедагогические идеи Ушинского. Дидактическое учение Ушинского. Учение Ушинского о воспитании личности. Ушинский об учителе школы. Ушинский о директоре школы.

 

Выдающийся мыслитель ХХ века, журналист, сказочник, дидактик и отец-основатель научной педагогики – Константин Ушинский.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться