Маяковский: человек-эпоха

19 июля 1893 года родился Владимир Маяковский — поэт, драматург и сатирик. Яркая фигура русской литературы, один из самых неоднозначных и самобытных писателей страны. На первый взгляд поэт — футурист может показаться грубым. Однако в душе он был легкоранимым, а это показная грубость служила ему защитой от окружающих. Его произведения такие же искренние, как и он сам.

Личное дело

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) родился в селе Багдати Кутаисской губернии в семье лесничего. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси, но после смерти отца в 1906 году вместе с мамой и сестрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии (сейчас – московская школа №91 на Поварской улице). В марте 1908 года был исключен из V класса из-за неуплаты за обучение – семья жила в бедности.

В столице Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП и за два года трижды был арестован. 11 месяцев поэт провел в одиночной камере Бутырской тюрьмы, где начал писать стихи.

Из тюрьмы после третьего ареста он был освобожден в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».

В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Давидом Бурлюком и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение «Ночь» (1912) вошло в футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу».

В 1913 году поэт обратился к драматургии, написав трагедию «Владимир Маяковский». После начала Первой мировой пробовал записаться в добровольцы, но получил отказ, объясненный «неблагонадежностью». Только по протекции Максима Горького ему удалось попасть в петроградскую Учебную автомобильную школу. В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей и Осипом Бриками. Последний обеспечил очередную публикацию стихов, выкупив поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» – солдатам было запрещено печататься. Все лето 1917 года Маяковский энергично хлопотал о признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от нее. В 1919 году вышло первое собрание сочинений «Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909—1919».

В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922-м издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в 1923-м организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и одноименный толстый журнал. При чтении автором поэмы о Ленине в Большом театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал Сталин.

В 1922–1924 годах Маяковский несколько раз ездил за границу; самой длительной – 3 месяца – стала поездка в Америку – по США, Кубе и Мексике. Итогом стал знаменитый очерк «Мое открытие Америки». В 1925–1928 годах он много ездил по Советскому Союзу. Был активным автором «Окон РОСТА» – по его словам, сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей.

В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ», но к 1930 году разочаровался в лефовских идеях и вступил в Российскую организацию пролетарских писателей (РАПП). Однако критики по-прежнему называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. Когда в 1930 году он организовал выставку, посвященную 20-летию творчества, ему всячески препятствовали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил.

Хотя самой знаменитой страстью поэта стала Лиля Брик, которую они «делили» с ее мужем Осипом, у никогда не женившегося поэта было немало и других увлечений, в том числе за границей. В 1921 году у него родился сын Глеб-Никита Лавинский, а в 1926 году от русской эмигрантки Элли Джонс в Нью-Йорке родилась дочь Элен-Патрисия, ее Маяковский единственный раз увидел в 1928 году. Последним стал роман с актрисой МХАТа, супругой Михаила Яншина Вероникой Полонской, старше которой он был на 15 лет и которая пережила его более чем на 60. Она и обнаружила его после рокового выстрела 14 апреля в маленькой комнате в коммунальной квартире на Лубянке, где он работал.

 

Маяковский – общепризнанный новатор в области стихосложения. В советской – да и российской – поэзии сложно найти автора, на которого он бы не повлиял в той или иной степени. Фирменным знаком поэта стала разбивка стихов «лесенкой», помогавшая правильно интонировать их при чтении вслух – к знакам препинания Маяковский относился в разное время по-разному, зачастую их опуская. Хотя поэт в основном известен благодаря «агитаторским» стихам («Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Левый марш» и другие), ему принадлежат и одни из самых пронзительных лирических строк советской литературы – в качестве самого, пожалуй, сильного примера можно назвать «Лиличка! Вместо письма».

Помимо поэзии, Маяковский активно занимался самым молодым на тот момент искусством – кинематографом. Он играл («Драма в кабаре футуристов №13»), в том числе в фильмах по собственным сценариям («Не для денег родившийся»). К сожалению, кинематографическое наследие поэта сохранилось лишь фрагментарно.

1930-й год начался для Маяковского сложно. Он много болел. В советских газетах поэта называли «попутчиком советской власти» — в то время как он сам видел себя пролетарским писателем. Произошёл конфуз с его долгожданной выставкой «20 лет работы», которую не посетил никто из видных литераторов и руководителей государства, на что надеялся поэт. Без успеха в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп». В начале апреля 1930-го из свёрстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». В литературных кругах циркулировали разговоры о том, что Маяковский исписался. Поэту отказали в визе для заграничной поездки, его повсюду преследовали ссоры и скандалы. Психическое состояние Маяковского становилось всё более нестабильным.

14 апреля 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой в маленькой комнате на четвёртом этаже в московской коммунальной квартире на Лубянке (ныне это Государственный музей В.В. Маяковского). Прощание в Доме писателей заняло три дня, и тысячи поклонников поэта под «Интернационал» проводили на Донское кладбище металлический гроб. Урна с его прахом была захоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЛАДИМИРЕ МАЯКОВСКОМ.
• Увлекавшийся идеями марксизма, Маяковский принимал участие в разнообразных политических акциях. Обладавший скандальным и задиристым характером, он трижды был арестован. Хотя ни одного приговора в отношении Владимира Владимировича так и не было вынесено, он почти год просидел в Бутырской тюрьме.
• За время «криминальной» карьеры будущему поэту доводилось съесть записную книжку с адресами (вместе с переплётом), симулировать безграмотность (пытаясь избежать обвинения в написании прокламаций) и участвовать в подготовке побега женщин-заключённых.
• За время заключения Маяковский много читал и пробовал писать первые стихи. Так он утвердился во мнении, что легко может писать не хуже классиков: «Те, кого я прочел, — так называемые великие. Но до чего же нетрудно писать лучше их. У меня уже и сейчас правильное отношение к миру. Только нужен опыт в искусстве».
• Своё литературное творчество Владимир Маяковский самонадеянно противопоставлял «эстетике старья» – то есть, по сути, всему литературному наследию. Многие представители творческого сообщества встретили восходящую звезду соответственно и сочли его стихи циничным издевательством над русским языком.
• Злые языки говорили, что свой фирменный стихотворный стиль «лестницу» он придумал благодаря тому, что в то время издатели платили авторам за количество строк, а не символов.
• Маяковский — не только поэт. Он рисовал агитационные плакаты и абстрактные картины, выпускал журнал и снимался в кинофильмах, писал сценарии и играл в театре.
• Владимир Владимирович воспринял кинематограф как новое направление в своем творчестве. Он не только писал сценарии к фильмам, но и сам пробовался на актерские роли. Впервые он снялся в роли Демона (или даже самой Смерти) в «Драме в кабаре футуристов № 13» (1914г.). Самая известная картина с участием поэта – «Барышня и хулиган», снятая в 1919 году. Сценарий был написан им в сотрудничестве и Евгением Славинским, по произведению «Учительница рабочих» Эдмондо Де Амичиса.
• Репин хвалил рисунки Владимира Владимировича и однажды пообещал: «Я все же напишу ваш портрет!» — «А я ваш», — отозвался Маяковский и тут же, в мастерской, сделал несколько моментальных набросков, которые, несмотря на свой карикатурный характер, вызвали жаркое одобрение художника: «Какое сходство!.. И какой — не сердитесь на меня — реализм!»
• Репин действительно хотел сделать портрет поэта: ему было интересно написать шикарные волнистые волосы Маяковского. Но в назначенный день поэт явился к нему, обрившись наголо.
• Считается, что Маяковский был родоначальником советской рекламы. Его лаконичные лозунги и политические плакаты отличались ёмким смыслом. РОСТовские плакаты выставлялись в витринах магазинов. Когда экономика страны наладилась, поэт выполнял заказы государственных торговых организаций.
• Маяковский был мастером слоганов. Их напористость и лаконизм поддерживался графическими плакатными изображениями. В лице Маяковского торговые предприятия страны нашли толкового пропагандиста.
• После того, как отец Маяковского умер от сепсиса (заражения крови), уколовшись иглой для сшивания документов, Владимир Владимирович панически боялся микробов и постоянно мыл руки. Небольшая мыльница и кусочек мыла всегда находились в его кармане.
• Он также был невероятно педантичен в работе и отношениях: не опаздывал, не срывал сроки, никого зря не задерживал и держал обещания. И от окружающих требовал того же.

Москаленская центральная библиотека предлагает любителям поэзии В.В.Маяковского подборку книг. Приглашаем!

В. Маяковский Владимир Ильич Ленин

Маяковский В. Владимир Ильич Ленин / В.Маяковский. — Москва: Изд-во «Детская литература», 1969. — 120 с.

Поэма на смерть Владимира Ильича Ленина, рассказывающая о его биографии, истории коммунистического движения, истории России 20-го века и роли в истории партии большевиков и её лидера В.И. Ленина…

Маяковский В.В. Лирика. Публицистика. Театр

Маяковский В.В. Лирика. Публицистика. Театр / В.В.Маяковский. Москва: СЛОВО / SLOVO, 1999. — 784 с.

Книгу одного из самых крупных русских поэтов XX века В.В.Маяковского (1893 — 1930) составили лучшие его произведения разных жанров: стихотворения, поэмы, пьесы, публицистика. Завершают издания письма Маяковского.

Маяковский В.В. Слов набат

Маяковский В.В. Слов набат / В.В.Маяковский. — Москва: Мол.гвардия, 1985. — 240 с. — (Писатель — молодежь — жизнь).

Сборник публицистических статей и выступлений великого советского поэта, обращенных к молодежи. В книгу вошли статьи о литературе и искусстве, о призвании писателя, о воспитании творческой смены, о гражданственности, о строительстве нового мира.

Маяковский В.В. Стихотворения и поэмы

Маяковский В. Стихотворения и поэмы / В.Маяковский. — Москва: ПРОФИЗДАТ, 2007. — 240 с. — (Поэзия XX века).

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) — один из крупнейших советских поэтов, новаторское творчество которого имело огромное значение для всей поэзии ХХ века. На формирование мировоззрения поэта особенно повлияли демократическая атмосфера, царившая в семье, и первая русская революция. В. Маяковский решил посвятить своё творчество борьбе с существовавшим тогда строем. Главной задачей поэт считал — с помощью своих стихов приближать будущее. Назначение поэта — нести свет людям: свет звёзд и свет солнца («Послушайте!», «Необычайное происшествие…»). Маяковский — оратор и лирик. Его агитационные и лирические стихи обращены к широким массам и лично к каждому. Поэту необходим задушевный разговор с читателем. («А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно»). В сборник вошли Стихотворения и поэмы, написанные в разные годы жизни поэта.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться