Наследие народных мастеров Сибири

Народный промысел отмечает 30 марта день ремесленника. Творчество, которое сделано своими руками, приправленное сердечными чувствами, с ароматом души ремесленника, по истине огромная ценность.

Сибирская земля богата талантливыми мастерами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Материалом для работ в Сибири традиционно были дерево и камни, кожа, мех, кости и рога животных, металлы.

Мастера Омской области https://folk55.ru/mastera/

Издавна у народов Сибири сложились традиционные художественные промыслы. Декоративное искусство коренных народов носит на себе отпечаток исторической и экономической их судьбы и уходит корнями в далекие времена.

Профессионального ремесла у большинства сибирских народов не существовало. Потребности хозяйства в бытовых предметах и утвари удовлетворялись за счет домашнего производства. Существовало четкое разделение мужских и женских занятий. Мужчины изготавливали предметы из дерева, кости, рога, а женщины — из бересты, стеблей растений, кожи, меха. Женщины-крестьянки изготовляли домашним способом одежду. И мужские и женские костюмы украшались вышивкой, аппликацией на одежде и обуви.

Древним искусством сибиряков является резьба по мамонтовой кости.

Тобольск был основным центром косторезного промысла в дореволюционной России. Первые мастерские появились здесь еще в начале XVIII века. Одними из первых резчиков того времени были шведские офицеры, которых взяли в плен во время Северной войны и сослали в Сибирь. В 1860-х годах в городе появились ссыльные поляки — участники Польского восстания. Среди них тоже встречались ремесленники и косторезы. Они изготавливали броши, табакерки, заколки, а также распятия и образы Мадонны, а также научили тобольских мастеров этому ремеслу.

Кроме того, из рога и кости охотники-собиратели лесотаежной зоны Сибири изготавливали целый набор предметов, имеющих отношение к охоте — наконечники стрел, навершия сошек, мерки для пороха, пороховницы, спусковые крючки для самострелов, кольца для управления охотничьей нартой, головки курительных трубок и табакерки, без которых не мог обойтись ни один охотник. Среди предметов из рога у народов Сибири выделяются также элементы орудий женского труда, являющиеся составной частью веретен для прядения — пряслица-диски, украшенные центрическим орнаментом.

Резьба и роспись по дереву

Декоративное искусство было той областью, где русский народ сумел создать совершенные по красоте произведения. Много внимания уделялось украшению жилища. Резные доски — подзоры, причелины, обрешетины, оконные наличники и убранства крылец — украшали русскую избу. Немаловажное значение имела роспись фасадов и интерьеров крестьянских построек, а также домашней утвари. В интерьере, как правило, украшали перегородки, стенки, ограждающие печь — «опечье», подвижную мебель, шкафы, реже — двери и стены. Из дерева изготавливался целый набор домашней утвари: полусферической формы для жидких блюд, чашки и кружки для напитков, ковши и черпаки, низкие широкие блюда для мяса или рыбы, сельницы для провеивания зерна, совки-плицы, ведра и кадки, ступы для обработки зерновых. Для производства мелкой утвари в Сибири, где произрастала береза, применяли корни и наросты (кап) на ее стволах. Из капа, березовых и осиновых чурок вырезали ложки с круглой черпательной частью.

 Крестьянские мастера расписывали предметы обихода: прялки и короба, дуги, сани, различную мебель, даже кладбищенские кресты. Порой они сами изготавливали утварь и орудия труда, а затем и расписывали их, достигая тем самым стилистического единства в оформлении крестьянского дома различных районов области. Зачастую те же мастера украшали росписями фасады и интерьеры деревянных храмов.

Гончарное ремеслоВ сибирском быту этому традиционному промыслу всегда уделялось много внимания. Известно, что староверы очень ревностно относились к посуде, подразделяя ее на чистую и нечистую, на постную и скоромную («молосную»). Широкое распространение имели религиозные запреты, не разрешающие старообрядцам иметь общение с мирскими, т.е. не старообрядцами, «в ядении, шитии и любви». Для мирских (табакуров, ссыльных и людей другой веры и национальности) была своя особая посуда. Определенной формы горшки и кринки применялись знахарями в народной медицине. Для детей изготовляли игрушки, птички-свистульки, окарины.

Кузнечное ремесло

Техника кузнечного дела требовала совместного труда, по меньшей мере, двух работников: кузнеца (мастера) и молотобойца. Обычно молотобойцем был один из членов семьи, к найму постороннего лица кузнецы прибегали редко.

На художественные излишества, как правило, кузнецы не сильно обращали внимание, но качество работы было очень высоким. Дома зажиточных крестьян и купцов украшали необыкновенными по красоте и изяществу решетками, дверями, воротами. Позднее в работу с металлом мастера стали привносить элементы художественного оформления, кузнечное ремесло начало развиваться уже как вид искусства.

Иметь в своем доме кованую вещь стало не просто модно и престижно — сегодня это настоящий тренд. В Старине Сибирской вы можете осуществить свою мечту – выковать подкову счастья.Легенды и мифы о подкове

Древняя Русь. Давно это было: на Землю-Русь с небес спустилась Богиня удачи ‒ Фортуна с определенной миссией. В помощники к себе она взяла русского кузнеца Ратибора. Он с первого взгляда влюбился в ее неземную красоту и согласен был подняться с ней на небеса. Богиня его отговорила, дала ему золотую Небесную конскую накладку со словами: «Человек не сможет жить в Космосе, его сердце не выдержит ослепительных сияний Великих миров. Твое призвание служить людям на Земле. Скоро ты повстречаешь возлюбленную, которая будет похожа на меня. Подкову прибей внутри жилища ветвями вверх и в нем всегда будет полная чаша счастья и удачи».

Прилетела сияющая колесница и унесла Богиню. В скором времени кузнец повстречал Настеньку, которая действительно оказалась сильно похожей на Фортуну. Жилище мастера наполнилось ослепительной красотой, стало полной чашей. Когда народ узнал о случившемся, то в каждом дворе появилась, прибитая к двери, конская ношеная подкова. Эта светлая легенда закрепилась с давних времен у славян и живет до сих пор.

Плетение

Накануне XX века плетеные бытовые предметы были в Сибири изделиями чуть ли не первой необходимости. В этот период огромной популярностью пользовались плетеные корзины, плетеная мебель, плетеные коляски для кукол и детей и многое-многое другое.Плели изделия из тонкой окоренной лозы, а затем покрывали ее различными красителями и даже серебром и позолотой. На плетеные изделия в то время была большая мода, и пользовались ими все – от простолюдинов до особ королевского двора.
Большое достоинство плетеных бытовых изделий – универсальность. Их широко использовали не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле. При бурном развитии промышленности упаковочные корзины, сплетенные из лозы, были настолько дешевыми, что смогли вытеснить деревянные ящики.

Берестяной промыселУ каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одним из исконно сибирских ремесел всегда оставался берестяной промысел.Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

Печное мастерство

Одним из самых нужных и уважаемых мастеров старой деревни был печник, ибо без печи нет жизни в доме.
Печь – источник тепла и жизни. Первоначально печи «били», т. е. на деревянный опечек устанавливали короб, по периметру частично плотно набивали густой, хорошо промешанной глиной, а затем устанавливали деревянный разборный свод – «свинью», затем, подсушив печь, её слегка начинали подтапливать, слабым огнём, чтобы она не потрескалась.

Печи получались монолитными, очень прочными. Рассказывают, что, бывало, в старину разбирали ветхий дом, а затем строили новый, вокруг печи.
В XIX веке печи начали класть из кирпича. Тогда и появились настоящие, творчески работающие печники, потому что в каждой избе они по – своему складывали печь.
Печь должна была соответствовать площади дома, её высота завесила от роста хозяйки, вход в избу и планировка определяли её местоположение и т.д. Хорошая печь не дымила в избу, «тяга» должна быть такой, чтобы выходил дым, и в то же время не выдувало тепло. Печь не должна быть угарной, но должна быть жаркой и, в то же время, «экономной» в отношении дров. Кроме того, на печи делалась достаточно обширная лежанка для стариков и детей. И, конечно, хороший мастер клал красивые печи, чтобы была аккуратно украшена карнизами с гладкой обмазкой. В Сибири повсеместно печи белили, а иногда расписывали узорами.
Хороший печник работал неторопливо, степенно, аккуратно.

Ткачество у русского населения Сибири

Многообразно проявление народного творчества в крестьянском ткачестве. Холсты разных сортов и добротности выделывали повсеместно. Современники отмечают высокое качество холста рубашечного: тонок, чрезвычайно плотен, ровен, не шероховат, на цвет белоснежен, на ощупь мягок, как шелк. Чиновники интенданства неизменно подчеркивали в своих рапортах в военное министерство превосходное качество сибирских холстов. По добротности и прочности они превосходили холсты, привозимые из других стран.

Народное творчество мастериц-рукодельниц проявилось в создании так называемых пестрядей и узорных браней с многообразным цветовым рисунком. Вытканная из окрашенной в разные цвета льняной, пеньковой или хлопчатобумажной пряжи пестрядь употреблялась на рубахи, юбки, фартуки. Особенно ценились крестьянками пестрядь, вытканная не в полоску, а в разноцветную клетку. Пестрядь из толстых цветных крученых нитей употреблялась и на половики.У богатых крестьян весь пол устилался такими разноцветными половиками, крестьяне победнее ткали так называемые изгребные половики, для которых нити прялись из остатков льна. Яркими красками, изяществом рисунка отличались брани – скатерти узорного тканья. Нарядными были скатерти, вытканные на льняном утке бумажными нитками разных цветов, преимущественно геометрическим рисунком. Края скатертей часто украшались кистями. Излюбленными цветами народных мастеров оставались красный, синий, зеленый, коричневый всех оттенков, употреблялись желтый и лиловый. Узорчатые брани ткали из пяти – шести различных тонов, которые подбирали таким образом, чтобы не было раздражающей глаз пестроты. Чаще же всего для узорного тканья применяли два – три красочных тона.
Яркой красочностью, декоративностью отличались стеновые, полотенца, которые вешали около икон в «красном» углу, в округ портретов, зеркал. Переселенцами были занесены в Сибирь из Черниговской губернии рушники с красными орлами и рушники квитками, вышитые яркими цветами. Основной орнамент дополнялся изображением четырехугольников, полос, звезд. В узорах полотенец типичные украинские мотивы, способ зашивания узором значительной части предмета прослеживаются по всей Сибири, вплоть до Амура.
Кроме вышитых, народные мастерицы ткали стеновые полотенца.

Многообразная по технике сибирская вышивка

Вышивка относится к развитой форме народного творчества сибирских женщин. Искусство вышивания в Сибири разви­валось только в форме домашнего ремесла: все вышитые изделия использовались для нужд семьи. Вышитыми узорами сибирские женщины украшали одежду, по­лотенца, салфетки и т. д. Художественные текстильные изделия входили составной частью в оформление сибирского жили­ща, в приданое невесте, в праздничные ритуалы.С начала нынешнего века и до 30-х годов самым широким образом была развита вышивка по филейной сетке. Для «филейных» работ характерны ясность и яркость орнамента, своеобразная «пышность», наиболее распространенный рисунок — объемная роза в окружении листвы и различные картуши. В вышивке сохранились многие мотивы, уходящие корнями в классическое искусство. Особый интерес представляют вышитые крестом полотенца и рубахи, где преобладают ромбы, прямые и косые кресты, меандр.

В крестьянской вышивке ярко и тонко проявилась художественная одаренность народа. Войдя в обиход русского народа, вышивка внесла красоту в общий стиль убранства крестьянского жилища, одежды.

Наследие народных мастеров и народного искусства Сибири показывает, как важно знать те истоки красоты, которые позволили русскому человеку в некогда новых для него условиях развивать и сохранять традиции своей культуры, его «духовную оседлость», нравственную самодисциплину, словом, все то, чем полнилась душа.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться