Писатель потерянного поколения

В июне 2023 года исполняется 125 лет со дня рождения одного из наиболее известных и читаемых немецких писателей XX века — Эриха Мария Ремарка. Он вошёл в историю как автор честных, откровенных и бескомпромиссных книг о войне.

Эрих Пауль Ремарк родился 22 июня 1898 года в провинциальном городке Оснабрюк, на северо-западе Германии. Род Ремарков имел длинную историю, которая началась в 1720 году, однако точное место происхождения семьи до сих пор неизвестно. По одной из версий считается, что они родом из Франции, где часто встречалось имя Ремакль. Предки будущего писателя бежали от Французской революции в Германию.

По записи в метрике деда писателя понятно, что вместо отца, который страдал болезнью глаз, в документе расписались свидетели. Вместо фамилии Ремакль было написано Ремарк. С тех пор фамилия стала звучать на немецкий манер. К сожалению, некоторые до сих пор считают, что Эрих Мария Ремарк – женщина. А всё из-за второго имени писателя. На самом же деле его зовут Эрих Пауль Ремарк, но после смерти матери в 1917-м он изменил его, чтобы почтить её память. 

В семье Ремарка было шестеро детей, и он вырос в бедности. Через несколько месяцев, после смерти почти пятилетнего брата, мальчик стал старшим ребёнком в семье книжного переплётчика Петера Франца и его жены Анны Марии. Праздники на площади Оснабрюка, игры на природе оставили незабываемые воспоминания в душе, положили начало эмоциональному восприятию жизни. В детстве будущий писатель был живым и мечтательным мальчиком, который увлекался самыми разнообразными вещами. Он любил театральные постановки и всеобщее внимание. Но, по воспоминаниям самого писателя, жизнь не всегда была спокойной и гармоничной.

Учиться мальчика родители отдали в церковную школу, а затем в семинарию. Когда юноша окончил обучение в семинарии, которая как бы являлась средней школой, он поступил в королевскую семинарию обучаться учительскому делу. Во время учёбы Эрих вступил в литературный кружок, где приобрел немало друзей. В школьные годы его называли «пачкуном» за сочинительские порывы. Юный Ремарк постоянно что-то писал и, естественно, часто пачкался чернилами.

«В семинарские годы у Эриха появляются друзья – единомышленники, с ними он посещает кружок мечтаний для начинающих литераторов. Текут долгие беседы в кафе «Мансарда снов». Особенно его привлекало творчество Фёдора Достоевского, Иоганна Гёте и Марселя Пруста. В этот период наш герой даёт частные уроки музыки, чтобы иметь карманные деньги для покупки одежды. Он считал, что одеваться нужно красиво и элегантно.

Никто из близких не поддерживал Ремарка в стремлении писать книги. Отец хотел, чтобы сын пошёл по пути почтмейстера или учителя, однако юноша был против этой идеи. Он оставался верен своей мечте стать великим писателем и именно тогда стал читать много и бессистемно.

Нуждаясь в стабильном источнике дохода, Ремарк пишет рекламные тексты для газет, а в апреле 1922 года его зачисляют в штат ганноверской газеты «Эхо Континенталь», принадлежащей крупной фирме резиновых изделий.

В его жизни появляется большое увлечение ― техника и гоночные автомобили. Он становится вхож в великосветское общество. Фирма регулярно отправляет успешного журналиста в заграничные командировки. В журналах и газетах в большом количестве появляются статьи и путевые заметки Ремарка. Многие его работы сохранились, и в них явно заметен мировоззренческий перелом Ремарка ― переход от романтического восприятия мира к реалистическому. Его журналистские работы становятся настоящей творческой лабораторией, в которой оттачивается стиль, известный теперь всему миру. В многочисленных статьях и новеллах постепенно проступают контуры сюжетных линий будущих романов.

Неудивительно, что через некоторое время Ремарк снова чувствует в себе вдохновение. Летом 1923 года он начинает работу над романом под названием «Гэм» (Gam), которая продолжается в течение года. Однако автор принимает решение не обнародовать свое творение: при жизни писателя этот роман не издается, и сам Ремарк никогда не упоминает о нём. После смерти автора рукопись обнаружат в его архиве, и лишь в 1998 году «Гэм» войдет в собрание сочинений, изданное к столетию Ремарка.

Ремарк Э.М. Гэм

Ремарк, Э.М. Гэм / Э.М.Ремарк. — Москва: АСТ, 2019. — 320 с. — (Эксклюзивная классика).

16+ Гэм — красивая молодая женщина, одним взглядом или жестом сводящая с ума любого, будь то австрийский граф, богатый креол или парижский клерк. Прекрасная и свободная, она появляется в разных уголках света, надеясь отыскать единственное богатство, недоступное ей, — любовь… В своем самом экзотическом романе (места действия — Сингапур, Париж, Вьетнам, Луксор) автор детально описывает светские приемы и роскошные интерьеры. Но они — всего лишь фон для вечных «ремарковских» тем: одиночества, поисков смысла и негасимой искры жизни.

Задолго до того, как Ремарк стал знаменитым писателем, он работал учителем, продавцом надгробий, органистом в госпитале для душевнобольных и даже бухгалтером. К слову, почти все романы отсылают к конкретному периоду его жизни. Например, события, произошедшие с ним в госпитале, легли в основу «Чёрного обелиска».

Ремарк Э.М. Чёрный обелиск

Ремарк, Э.М. Чёрный обелиск / Э.М.Ремарк. — Москва: АСТ, 2002. — 384 с.

16+ В романе «Чёрный обелиск» (1956) Э.М. Ремарк блестяще воссоздал атмосферу Германии 20-х годов. Время между двумя мировыми войнами… Время зарождения фашизма… Время, которое писатель обозначил названием еще одного своего романа — «Время жить и время умирать»… Главный герой, служащий в фирме по изготовлению надгробных памятников, пытается найти ответ на вопрос о смысле человеческого существования. А в эпоху «межвременья» это особенно трудно.

В возрасте 18 лет Ремарк попал в армию, и его тут же отправили на фронт. Он был пять раз ранен и чудом остался жив. После окончания войны Ремарк начал заниматься журналистикой и литературой. Его роман «На Западном фронте без перемен» был опубликован в 1929 году и сразу же стал бестселлером. За один только год роман разошёлся по Германии миллионным тиражом. Кстати, за эту работу Ремарка выдвинули на Нобелевскую премию по литературе.

Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен

Ремарк, Эрих Мария  На Западном фронте без перемен  / Эрих Мария Ремарк. — Москва : АСТ, 2014. — 317 с. — (Зарубежная классика).

16+ Говоря о Первой мировой войне, всегда вспоминают одно произведение Эриха Марии Ремарка. «На Западном фронте без перемен». Это рассказ о немецких мальчишках, которые под действием патриотической пропаганды идут на войну, не зная о том, что впереди их ждет не слава героев, а инвалидность и смерть… Каждый день войны уносит жизни чьих-то отцов, сыновей, а газеты тем временем бесстрастно сообщают: «На Западном фронте без перемен…». Эта книга — не обвинение, не исповедь. Это попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если сумел спастись от снарядов и укрыться от пули.

Книга описывает будни Первой мировой глазами обычных солдат. В произведении автор откровенно говорит о бессмысленности войны и её разрушительных последствиях:

«Мы видим людей, которые еще живы, хотя у них нет головы; мы видим солдат, которые бегут, хотя у них срезаны обе ступни; они ковыляют на своих обрубках с торчащими осколками костей до ближайшей воронки; один ефрейтор ползет два километра на руках, волоча за собой перебитые ноги; другой идет на перевязочный пункт, прижимая руками к животу расползающиеся кишки; мы видим людей без губ, без нижней челюсти, без лица; мы подбираем солдата, который в течение двух часов прижимал зубами артерию на своей руке, что бы не истечь кровью; восходит солнце, приходит ночь, снаряды свистят, жизнь кончена.»

Этот роман – пронзительный крик о том, что война не приносит человечеству ничего, кроме бессмысленных разрушений и смерти.

Ремарк Э.М. Три товарища

Ремарк, Эрих Мария  Три товарища  / Эрих Мария Ремарк. — Москва : АСТ, 2016. — 368 с. — (Зарубежная классика).

16+ Самый красивый в двадцатом столетии роман о любви… Самый увлекательный в двадцатом столетии роман о дружбе… Самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю двадцатого столетия. В биографии одного из самых известных немецких писателей Эриха Марии Ремарка значатся обучение в католической семинарии, участие в Первой мировой войне, работа продавцом надгробий, бессчетное количество интрижек и написание книг, которые навсегда изменили его жизнь и стали мировой классикой. Среди них — «Чёрный обелиск», «Триумфальная арка», «На обратном пути», «Возлюби ближнего своего», «Жизнь взаймы, или У неба любимчиков нет», «Ночь в Лиссабоне», «Тени в раю», «Время жить и время умирать», «Гэм», «Искра жизни» и не только.

«Три товарища» – роман не только о любви, но и о дружбе; о том, как важно иметь близких людей рядом в самые тяжелые моменты жизни.

Книга была экранизирована в 1938 году режиссёром Френком Борзейги.

«Триумфальная арка» – произведение, которое занимает особое место в творчестве Ремарка. В сюжете немало общего с жизненной драмой писателя – его отношениях с легендарной немецкой актрисой Марлен Дитрих. В романе любящие сердца борются за своё счастье посреди тяжкой военной эпохи. Книга полна глубоких размышлений о жизни, смерти, любви и разлуке. Затронутые в «Триумфальной арке» темы актуальны и для современной жизни. Мы все ищем свой путь в этом мире, сталкиваемся с проблемами, которые кажутся бесконечными и безнадёжными. Но Ремарк в своих произведениях даёт читателям надежду и веру в лучшее будущее.

Ремарк Э.М. Триумфальная арка

Ремарк, Эрих Мария  Триумфальная арка  / Эрих Мария Ремарк. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 663 с. : ил., портр. — (Зарубежная классика).

16+ «Триумфальная арка» — пронзительная история любви всему наперекор, любви, приносящей боль, но и дарующей бесконечную радость. Место действия — Париж накануне Второй мировой войны. Герой — беженец из Германии, без документов, скрывающийся и от французов, и от нацистов, хирург, спасающий человеческие жизни. Героиня — итальянская актриса, окруженная поклонниками, вспыльчивая, как все артисты, прекрасная и неотразимая. И время, когда влюбленным довелось встретиться, и город, пронизанный ощущением надвигающейся катастрофы, становятся героями этого романа. «Триумфальная арка» была дважды экранизирована и по-прежнему покоряет читателей всего мира.

Отношения Ремарка и Дитрих были непросты и оставили неизгладимый след в жизни и творчестве писателя. Их любовь была полна страсти и нежности.

«Не могу себе представить, что когда-нибудь я полюблю другого человека. Я имею в виду не так, как тебя, я имею в виду – пусть даже маленькой любовью. Я исчерпал себя… Мои руки – это твои руки, мой лоб – это твой лоб, и все мои мысли пропитаны тобой», – писал Ремарк в письмах к возлюбленной.

Роман кончился, а переписка нет: она продолжалась до смерти писателя. Он женился на другой — бывшей жене Чарли Чаплина, американской актрисе Полетт Годдар, — но и это не мешало ему переписываться с Дитрих. Полетт сжигала письма «бывшей», но Ремарка было не остановить — Дитрих оставалась музой, которая до последнего отвечала на его обожание дозированной взаимностью.

Несмотря на то, что им так и не суждено было быть вместе, их любовь не оставила равнодушным никого из тех, кто был рядом. За годы разлуки с любимой Ремарк написал множество книг, которые были пронизаны темой любви и жизни. Он стал знаменитым и пользовался большим уважением как у читателей, так и у коллег-писателей. Но жизнь без Марлен для него была неполной, и он надеялся на то, что они вновь встретятся и будут наслаждаться друг другом.

Три года, проведенные Ремарком в армии, оказывают заметное влияние на его мировоззрение и взгляды на жизнь относительно войны, дружбы, и любови, что находит отражение в его известном романе «Ночь в Лиссабоне» Это его предпоследний роман в творческой карьере, который впервые был опубликован в 1961 году.

Ремарк Э.М. Ночь в Лиссабоне

Ремарк, Э.М. Ночь в Лиссабоне / Э.М.Ремарк. — Москва: АСТ, 2001. — 411 с. — (Зарубежная проза XX века).

16+ Трагический, полный драматизма роман о великой силе любви — любви, которая перед лицом смертельной опасности сокрушает любые преграды. Тянется Ночь в Лиссабоне, ждут своего часа эмигранты, чудом бежавшие из нацистской Германии, чтобы отправиться в Америку на корабле. В эту ночь человек, потерявший последнее, что осталось от его жизни, в осколки разбитой войной, отчаянно исповедуется перед случайным встречным. Ночь, когда за бутылкой дешевого вина раскрывается кровоточащая душа и рассказывается рвущая душу история о страсти, нежности и жестокости, о странной верности и странной отваге…

В данном романе главными героями являются нелегальные эмигранты из Германии, которые бродят по разным европейским странам в надежде найти спасение и мирную жизнь в условиях второй мировой войны. Именно поэтому топография Европы в романе «Ночь в Лиссабоне» выстраивается с точки зрения эмигранта. Эмигранты — это люди, у которых нет своего личного пространства бытия и в силу отсутствия каких-либо легальных на тот период времени документов их не принимает ни одно государство. Ремарк даёт эмигрантам своё авторское название — люди, для которых нигде нет больше места.

Современники называли Эриха Марию Ремарка представителем «последнего поколения». Роман «Возлюби ближнего своего». Перед нами послевоенная Германия. К власти приходит партия Адольфа Гитлера. Несмотря на то, что для многих евреев Германия = Родина, а их лишили места для жизни, гражданства, а также выгоняют из учебных заведений, работы.

Так целые потоки людей вынуждены кочевать по другим странам, чтобы найти где-то новое место для жизни. Однако их ловят, сажают в тюрьму, депортируют. Однако несмотря на такое бедственное положение, многие евреи сохраняют в себе великие человеческие качества, прекрасно осознавая несправедливость мира.

В Европе не очень любят Ремарка, так как он в своих книгах поднимает тему эмиграции, захлестнувшей Европу в преддверии Второй Мировой войны

Ремарк Э.М. Возлюби ближнего своего

Ремарк, Эрих Мария  Возлюби ближнего своего / Эрих Мария Ремарк. — Москва : АСТ, 2018. — 383 с. — (Зарубежная классика).

16+ Огромное количество людей живет без Родины, они нелегально кочуют из одной страны в другую, там их ловят, сажают в тюрьму, депортируют. И так много лет без остановки. Они нигде не могут найти приюта, медицинской помощи, справедливости. Их чураются, их обманывают, на них доносят. Несмотря на это, многие сохраняют человеческие качества и пытаются справиться со всеми несправедливостями мира. Именно такие и главные герои книги: Людвиг Керн, молодой человек, который лишь на половину еврей, и его возлюбленная Рут Голланд. Они вместе преодолевают трудности, быстро взрослеют и приобретат закалку. Им всеми силами помогает такой же беглец Штайнер, несгибаемый немец, изгнанный из Германии из-за того, что не принадлежал к победившей партии. Они кочуют по Европе, иногда вынужденно расставаясь, но неизменно стараясь держать друг друга на виду и помогать всем, чем только можно.

Эрих Мария Ремарк создал массу замечательных произведений, которые навсегда остаются в человеческой памяти. Смысл романа «Время жить и время умирать» — это желание Ремарка предостеречь будущие поколения от ошибок его современников. Для этого автор использует лаконичный, но очень красочный язык, чтобы показать все ужасы войны. В романе раскрыта тема социальной несправедливости, которая у нас описывается поговоркой «Кому война, а кому и мать родна». В то время, как у многих немцев не было крыши над головой и куска хлеба для детей, такие как Альфонс Биндинг, функционер партии, имел доступ ко всем деликатесам, пил дорогие вина. Более того, он даже в 1944 году пополнял свою коллекцию предметов искусства, и мстил обидчикам довоенного времени.

Ремарк Э.М. Время жить и время умирать

Ремарк, Эрих Мария  Время жить и время умирать / Эрих Мария Ремарк. — Москва : АСТ, 2020. — 384 с. — (Лучшая мировая классика).

16+ Война. Страшная и ненавистная. Рядовой немецкий солдат Эрнст Гребер впервые после двух лет войны на три недели отправляется в отпуск. Три бесценные недели — времени жить! Он уезжает, чтобы вновь оказаться на войне — в городе, где бесконечные бомбежки, а жители боятся лишний раз вздохнуть. Тут никому и никогда нельзя доверить свои мысли и чувства, иначе — расстрел. Но эти три недели, словно целая жизнь, в которой Эрнст становится совсем другим человеком, нашедшим любовь, счастье и недолгое успокоение. Чтобы, вернувшись на фронт, идти к другому времени — времени умирать…

Как и во многих других романах Ремарка, тут красиво и достоверно прописана любовная линия.

Ремарк хорошо понимал, что политиков и простых людей не изменить так просто, и в истории человечества ещё будет не одна кровавая страница. Своим творчеством и, в частности, романом «Время жить и время умирать» он хотел сказать, что история циклична, и за радостями жизни всегда приходит жизнь.

Только от человека зависит, как он проживет свою жизнь, и как покинет этот мир. Поэтому нужно всегда мыслить трезво, и оценивать ситуацию вокруг.

После прихода нацистов к власти против Ремарка развернулась травля. Начиная с 1933 года вся литература писателя была запрещена. А правительство Германии пустило слух, что он потомок французских евреев и его настоящая фамилия – Крамер (Ремарк в обратном прочтении). Потом власти использовали эту информацию как повод для преследования Ремарка.

Эрих Мария Ремарк покинул родину в начале 30-х годов. Долго жил в Швейцарии и Америке. Эмигрировав из фашистской Германии, писатель на собственном опыте знал обо всех «прелестях» нелегальной жизни. Лишенный немецкими властями Отчизны, скитавшийся по странам и континентам, он в 1939 году переехал в Новый Свет. Американское гражданство Ремарк получил только в августе 1947 года.
Так же и его герои — эмигранты, сбежавшие в Америку от ужасов концлагерей и тюрем. Они бежали от фашизма, используя все возможные и не возможные способы. Бежали к последнему бастиону свободы и независимости. Однако Америка почему-то не спешит встретить их с распростёртыми объятиями.  Люди, сумевшие избежать смерти, теряют смысл жизни, погружаясь в трясину буржуазного быта. Герои живут, думают, надеются, влюбляются и умирают. Для некоторых из них Америка стала вторым домом. А кто-то так и не смог себя найти в чужой стране.

Ремарк Э.М. Земля обетованная

Ремарк, Эрих Мария  Земля обетованная / Эрих Мария Ремарк. — Москва : АСТ, 2021. — 512 с. — (Экслюзивная классика).

16+ Этот роман Ремарка — последний, предсмертный. Похож на «Триумфальную арку», на «Лиссабонскую ночь», — все та же беженская мостовая — только декорации другие: Нью-Йорк, и на календаре — сорок четвертый год. Кое-кто все-таки добежал, переплыл океан, уцелел, выжил, — теперь страшно только ночью, и то лишь во сне, — а днем немецкие эмигранты бродят по благополучной стороне планеты, скучливо изучая беспечных туземцев, — и оживают лишь вечером, среди своих: за рюмочкой, в застольном вздоре, маскирующем ненависть и отчаяние; потому что кроме отчаяния и ненависти все вздор.

Очень жаль, что Ремарк не успел дописать этот роман: судя по его заметкам, финал обещал быть сильным и впечатляющим. Однако… Открытый финал для этой книги подходит больше, чем определённая концовка, ведь само произведение построено на размышлениях, чувствах…

Две последние зимы своей жизни Ремарк провел в Риме. Летом 1970 года у него отказало сердце, его положили в больницу в Локарно, где он и скончался 25 сентября. Похоронен в Швейцарии.

За годы творчества писатель успел выпустить десятки романов, столько же рассказов и несколько пьес. Также литератор был известен своей работой над сценариями для художественных фильмов.

Следует сказать, что его произведения наполнены особой мудростью. Даже те, кто не читал их, скорее всего знакомы с цитатами Эриха Марии Ремарка:

  • Ведь нужно уметь и проигрывать. Иначе нельзя было бы жить.
  • Говорят, труднее всего прожить первые семьдесят лет. А дальше дело пойдет на лад.
  • Деньги, правда, не приносят счастья, но действуют чрезвычайно успокаивающе.
  • Принципы нужно иногда нарушать, иначе от них никакой радости.
  • Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован. Тогда все, что придет потом, покажется вам приятной неожиданностью.
    Зачем читать Ремарка?Читать Ремарка стоит хотя бы для того, чтобы понять как люди жили в первой половине XX-го века, с какими потрясениями им пришлось столкнуться и насколько по-разному проявляли себя.Всегда полезно почитать про то, к чему в конце концов привёдет любое общественное движение ставящее в основу своей идеологии принцип «Кто не с нами, тот против нас».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться