Писатель — фронтовик
«Год лейтенантской прозы» открывается юбилеем Юрия Бондарева. 100 лет назад родился писатель-фронтовик. Многие из работ Бондарева были связаны с тематикой войны, в том числе знаменитая повесть «Батальоны просят огня», широко известные романы «Тишина», «Берег», «Горячий снег» и многие другие. Произведения писателя переведены на 70 языков мира, они легли в основу множества известных фильмов.Боевые лейтенанты, пришедшие с войны победителями, составляли элиту послевоенных наборов в Литературный институт.
В 1931 году семья Бондаревых переехала в Москву. Подростком в 1941 году Юрий участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом эвакуация, где он и окончил 10-й класс. А летом 1942 года еще вчерашнего школьника направили во 2-е Бердичевское пехотное училище в Актюбинск. В октябре 1942-го курсанты были переброшены под Сталинград, где он стал командиром минометного расчета.
Он был среди тех, кто, в декабрьскую лютую стужу в продуваемой насквозь со всех сторон ледяными пронизывающими ветрами сталинградской степи встали на пути, рвущихся на помощь осаждённым войскам Паулюса, танковым армадам Манштейна и разгромили их. В том бою он был ранен, контужен и обморожен, но после выздоровления вернулся в строй, принимал участие в форсировании Днепра, сражался в Карпатах, получил самые почитаемые в солдатской среде медали «За отвагу».
В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 года воевал в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре по приказу был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и лишь по окончании учебы в декабре 1945-го был демобилизован по ранениям.
Война не отпускала Бондарева, она в той или иной мере присутствует во всех его произведениях. И это не случайно, потому что «Я вспоминаю военные годы как лучшие годы своей жизни. Потому что была цель, была борьба, и я окружен был товарищами, – говорил писатель. – Мы не думали о смерти, молодость нас спасала». Спустя много лет он напишет о своём поколении: «Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства».
Наиболее яркое воплощение война получила в романе «Горячий снег», в глубоком, жестоком, трагичном романе о массовом героизме советского народа в дни самых жестоких испытаний, Бондарев показал войну, такой какой она была на самом деле: в дыму, грязи, неразберихе.
В четырёх романах, которые можно считать тетралогией («Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение») Бондарев рассматривает серьезные нравственно-философские вопросы, связанные с ролью выбора в жизни человека. Бондарев осознал, что во второй половине XX века резко обострилась борьба за умы людей. Известно, что когда-то Сталин назвал писателей инженерами человеческих душ. Вот Бондарев скрупулёзно и беспристрастно рисовал те картины, которые наблюдались в среде интеллигенции. Его особенно беспокоило то, что в среде творческой и научной интеллигенции пышным цветом расцветают неприемлемые с седых времён для русского человека: пошлость, эгоизм, фальшь, равнодушие и т.д. и т.п. Причём от романа к роману возрастает ощущение трагичности человеческой жизни, трагичности общества в целом.
Книги писателя, его герои несут в себе честность, мужество, чувство долга – все то, что так необходимо нам сегодня и чем в полной мере обладало поколение фронтовиков.
В Москаленской центральной библиотеке оформлена выставка к Году лейтенантской прозы. На выставке представлены издания, которые помогут узнать что-то новое из биографий авторов фронтовой прозы, освежить в памяти известные и любимые многими произведения военных лет.