Романтик русской истории

13 июля исполнилось бы 95 лет Валентину Саввичу Пикулю (1928-1990). 

«Исторический роман обязан воспитывать читателя в духе осмысленного патриотизма, ибо нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом».

13 июля 1928 года на свет появился автор этих слов, писатель Валентин Пикуль, книги которого в СССР раскупались не хуже Александра Дюма и Мориса Дрюона. Участник Великой Отечественной войны, советский писатель, автор исторических романов и литературных миниатюр.

Валентин Саввич Пикуль родился в Ленинграде в рабочей семье. Его отец пропал без вести во время Сталинградской битвы. Любовь к русскому языку маленькому Вале привила бабушка. А рабочее место – деревянный стол, который Пикуль невероятно ценил, – смастерил отец.

В 1940 году семья переехала в Молотовск. А через год Валентин отправился вместе с мамой на каникулы к бабушке в Ленинград, где их застала война и они пережили блокадную зиму. Выбраться в Архангельск мальчику, страдающему цингой и дистрофией, удалось лишь весной 1942 года.

В 1943 году Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах по специальности «рулевой-сигнальщик», после чего отправился на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, доставлявшие в Мурманск и Архангельск продукты, вооружение, технику из стран-союзников. Однажды «Грозный» чудом избежал гибели — торпеда прошла под днищем корабля. На корабле Пикуль пробыл до конца войны — дослужился до командира боевого поста, а затем стал штурманским электриком.

«Когда лично меня спрашивают, не жалею ли я о том, что вместо школьного учебника в 15 лет держал штурвал боевого корабля, я совершенно искренне отвечаю: нет, не жалею. И сегодня, с высоты прожитых лет, я еще яснее, чем раньше, вижу, что ни один учебник никогда не дал бы мне столько знания жизни, людей, как тот суровый опыт, что получил я в годы войны.»

Валентин Пикуль, «История — огонь, а не остывший пепел»

После Победы учился в Ленинградском подготовительном военно-морском училище, но был отчислен. Затем трудился начальником отдела водолазного отряда, позже – в пожарной части. Тогда же Валентин пополнил ряды литературного кружка Веры Кетлинской и объединения молодых писателей Роберта Рождественского.

Творчество

В 1946 году он задумал свой первый роман «Курс на солнце». «Как и большинство писателей, пришедших в литературу из сырых фронтовых траншей и со скользких палуб кораблей, я знал, что надо писать, но не всегда понимал, как надо писать», — признавался он позже в автобиографии «Ночной полет». К роману он приступал трижды — переписывал, редактировал, но все равно остался им недоволен. Пикуль вспоминал: «Слава богу, этот роман света не увидел. Я написал второй роман — тоже полетел в корзину. Тогда я сел и, обозлясь на весь мир, накатал третий роман». Это был «Океанский патруль» о войне в Кольском Заполярье. Книга вышла в 1954 году в издательстве «Молодая гвардия». После этого романа Пикуля приняли в Союз писателей.

Писательский интерес к Русскому Северу и Великой Отечественной войне перерос в интерес к истории Отечества. В 1961 году вышел первый исторический роман Валентина Пикуля «Баязет».

Это произведение писатель посвятил героической обороне русским гарнизоном закавказской Баязетской крепости во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

«Более трех недель, почти целый месяц, день за днем, час за часом — под пулями и саблями, в поту и крови, умирая от жажды в араратском пекле, держались только на одном:

— Выстоять!..

И выстояли — как выстрадали, все двадцать три дня».

Валентин Пикуль, «Баязет».

С 1947 года Пикуль создавал различные произведения и публиковал их в журналах. Его произведения стали публиковаться одно за другим.

Но критики быстрого реагировали. Каких только ярлыков на него не навешивали, в каких грехах не обвиняли! В 1968-м над Пикулем первый раз «громыхнуло» — его роман «Из тупика» про судьбу экипажа крейсера «Аскольд», написанный к юбилею Октябрьской революции, вызвал ожесточенные споры, в которых участвовали не только потомки упомянутых исторических персон, но и советские идеологи уровня ЦК КПСС. В итоге Пикуля хоть и не наказали, но начали замалчивать — правда, непонятно, как это удавалось в те годы, когда выходили «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд» или «Слово и дело». 

Но в 1979-м дело дошло и до горячего. Писатель решился на большой труд, посвященный последним годам Российской империи и роли Григория Распутина. Роман Пикуля напечатали в журнале «Наш современник» — правда, в укороченном варианте и под другим названием («У последней черты»).

30 романов за 40 лет

Пикуль был чрезвычайно плодовитым автором по меркам времени, когда большинство писателей имели привычку создавать книги самостоятельно. За 40 лет творческой жизни он создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр — небольших рассказов о исторических личностях и событиях прошлого.

В начале 1960-х Пикуль переехал в Ригу, где и прожил до самой смерти. Именно там он создал самые известные свои произведения, такие как «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд», «Слово и дело», «Пером и шпагой» и другие.

«Судить о русском дворе XVIII века по тем дворцам, что ныне обращены нами в общенародные музеи, — ошибочно и неверно.

Царский двор напоминал тогда бивуак или, вернее, гулящий табор. А придворные — кочевников, скифов! Отсюда и костюм на женщинах был зачастую не женский, а полувоенный; штаны заменяли им юбки.

Статс-дамы в палатках и шалашах подолгу живали. И у костров грелись. И в казармах рожали. И ландкарты империи фрейлины знали не хуже поручиков геодезии.

Куда их чёрт не носил только!..

— Трогай! — И двор её величества срывается с места.

Валят на телеги сервизы, комоды, туалеты, Рубенсов и кровати. Сверху сажают калмычек и арапок, — тронулись.

Всё трещит, бьётся, звенит. Всё разворовывается!

В одну только ночь имперские дворцы, бывало, загорались по три раза кряду».

Валентин Пикуль, «Пером и шпагой»

8 главных книг Валентина Пикуля

8

«Слово и дело»

Взявшись за роман об эпохе Анны Иоанновны, Пикуль волей-неволей следует за своим не менее известным предшественником – автором романа «Ледяной дом» Иваном Лажечниковым. Признаемся честно – двухтомная эпопея Пикуля уступает в занимательности книге Лажечникова, но и более основательна и не столь наивно-романтична. «Как вам удалось из диссертации сделать роман?» – потрясенно воскликнул кто-то из рецензентов. Попутно Пикуль, безусловно, полемизирует с предшественником, создавая более близкий к реальности портрет Артемия Волынского и уже за рамками самого романа отдавая должное охаянному Лажечниковым поэту Василию Тредиаковскому. С другой стороны, есть на свете такие книги, которые поначалу отпугивают то ли замахом, то ли стилем, а прочитаешь десяток-другой страниц – и не хочется выпускать из рук, пока не дочитаешь до конца или, по крайней мере, до конца первого тома. И этот роман – один из таких.

Пикуль, Валентин Саввич  Слово и дело  : роман-хроника времен Анны Иоанновны : [в 2 кн.] / Валентин Саввич Пикуль . — Москва : Вече, 2012. — 575 с.

7

«Нечистая сила»

«Вчера закончил чтение пикулевского «Распутина» и со злостью думаю, что журнал очень замарал себя этой публикацией, потому что такой «распутинской» литературы в России ещё не видели и в самые немые и постыдные времена. И русское слово никогда не было в таком небрежении, и уж, конечно, русская история ещё не выставлялась на такой позор. Теперь уж и в уборных как будто опрятнее пишут», – сообщал Виктору Астафьеву писатель Валентин Курбатов. Кажется, нет таких обвинений, который не предъявляли бы этой книге – сын Петра Столыпина призывал к суду над писателем за клевету, другие отмечали, что Пикуль неверно изобразил моральный облик и привычки последнего русского императора, его жены, представителей духовенства, царского окружения и правительства страны. «Прослеживая разложение царского самодержавия в канун революции, я пытался показать, что Распутин был лишь видимой фигурой той отвратительной камарильи, которая плясала вокруг престола последнего царя, тех тайных сил, которые режиссировали историческое действие», – оправдывался писатель. Оправдал ли себя такой подход, действительно больше смахивающий на пасквиль, чем на изображение реальных исторических лиц, можно спорить долго, однако несомненно одно: в революции 1917 года «Россия слиняла в три дня». И это вряд ли случилось бы, если бы изображенное Пикулем хотя бы отчасти не было правдой.

Пикуль, В.С. Нечистая сила : роман / В.С.Пикуль. — Москва : АСТ: Вече, 2009. — 765 с.

6

«Битва железных канцлеров»

«Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись».

Интересно, что сказал бы великий поэт, знай он, что 30 лет спустя его однокашник станет министром иностранных дел и сперва союзником, а затем противником другого изощренного ума – «железного канцлера» Отто фон Бисмарка? Именно противостоянию двух канцлеров посвящен и этот роман Пикуля, по страницам которого проходят мастер философской лирики Федор Тютчев, Карл Нессельроде, которого и по сей день считают одним из главных виновников гибели Пушкина, последний германский император Вильгельм II…Своего рода беллетризированная история российской дипломатии в эпоху Крымской войны.

Пикуль, В. С. Битва железных канцлеров / В.С.Пикуль. — Москва : Вече : АСТ, 1998. — 398 с.

5

«Пером и шпагой»

XVIII век был одним из любимых периодов российской истории для Пикуля – буквально за два дня до смерти он делился с женой планами нового романа «Когда короли были молоды» о Елизавете Петровне, молодом Ломоносове и других великих деятелях той эпохи. Этот же роман посвящен периоду, не очень жалуемому советскими историками – Семилетней войне, начавшейся с противостояния Фридриха Второго и «дщери Петровой» и закончившейся для русских взятием Берлина. Писатель вспоминает незадачливого фельдмаршала Апраксина, полузабытого Салтыкова, под руководством которого начинался боевой путь Суворова, и других интереснейших личностей, первое место среди которых занимает известный кавалер де Еон – шпион Версаля при русском дворе, «который 48 лет прожил мужчиной, а 34 года считался женщиной, и в мундире и в кружевах сумел прославить себя, одинаково доблестно владея пером и шпагой».

Пикуль, В.С. Пером и шпагой : роман — хроника / Валентин Пикуль. — Москва : Вече : АСТ, 2001. — 669 с.

4

«Крейсера»

Эта книга была приурочена Пикулем к годовщине Цусимского сражения и написана в рекордно короткий срок – за 38 дней. Судя по всему, писать ее было нелегко в том числе и из-за личной трагедии: незадолго до этого утонул мечтавший о море пасынок Пикуля, памяти которого посвящен роман. Впрочем, трагичную книгу, написанную во славу русского флота, оценили и во флоте советском: писатель получил «Золотой кортик» от главнокомандующего Военно-морским флотом, а от коллег удостоился Государственной премии РСФСР имени Горького и нескольких других премий. И все же не премиями ценен этот роман: в уста своих героев писатель вложил размышления о воинской чести и долге, а также о том, что война хоть и противна человеческой природе, но приходит время, когда эти и другие подобные мысли лучше отложить на потом.

3

«Три возраста Окини-сан»

Герой этого романа Пикуля – юный моряк, влюбляющийся в японскую красавицу и проходящий путь от мичмана до адмирала флота, от Цусимы до войск адмирала Колчака. История российского Дальнего Востока с начала XX века до времен гражданской войны сплавляется здесь со своеобразной семейной сагой, экзотика Японии – с бытом дореволюционного русского флота. И мечется, мечется в круговерти истории бывший мичман, потомок героя Чесменской битвы, пытающийся сохранить офицерскую честь в стремительно меняющемся потоке времени. Грустная и пронзительная история, в которой, как в капле воды, отразилась в том числе и Россия, которую, как принято иногда говорить, «мы потеряли».

Пикуль, В.С. Крейсера. Три возраста Окини — сан : романы / В.С. Пикуль. — Москва : Вече, 2011. — 672 с.

2

«Реквием каравану PQ-17»

Автор, прошедший войну на Северном флоте, не мог остаться равнодушным и к его истории, одной из страниц которой стала трагедия арктического конвоя союзников, уничтоженного в июне 1942 года немецкими подводными лодками и авиацией. И если во многих других романах Пикуль предпочитает делать акцент на героизме русских, то здесь он отдает дань уважения в том числе и американским и британским морякам, как бы вновь идя «поперек» советского понимания истории, в котором не было места ни союзникам, ни ленд-лизу. Интересно, что Валентин Саввич не был в этой теме первопроходцем – еще в 50-е годы в свет вышел роман английского писателя Алистера Маклина «Крейсер его величества «Улисс»» о сражении вымышленного каравана, чья судьба напоминает PQ-17. Знак доблести северных конвоев ныне установлен в лондонском соборе святого Павла – что ж, многие из тех, кто приходит туда и видит этот знак, наверняка вспоминают в том числе и роман Пикуля.

Пикуль, В.С. Реквием каравану PQ-17  / В. С. Пикуль. — Москва : Вече, 2011. — 318 с.

1

«Фаворит»

Быть может, самая известная из книг Пикуля, с которой началась своего рода реабилитация «золотого века» Екатерины Великой и одного из самых славных ее представителей – Григория Потемкина, в советское время незаслуженно забытого на фоне таких героев, как Румянцев и Суворов, и долгое время известного исключительно как автор печально известных «потемкинских деревень». И тогда и сейчас многие называют Пикуля бульварным писателем – дескать, с некоторых страниц сало так и каплет, однако лет 30 назад измученный марксистским пониманием истории читатель голосовал за книгу рублем – говорят, некую даму даже выгнали из партии, когда она выкрала экземпляр романа из сумки своей товарки. Наверное, сейчас многое из написанного можно назвать неточным или приукрашенным в угоду занимательности повествования, но, как писал когда-то сам Пикуль, главное для исторического писателя – пересказывать старое новым поколениям, умея при этом одухотворить чужой и черствый материал. А именно это у Пикуля получалось как мало у кого.

Пикуль, В.С. Фаворит :  роман-хроника времен Екатерины II : в 2 т. / В.С. Пикуль. — Москва : АСТ : Вече, 2008. — 942 с.

В 1962 году Пикуль перебрался в Ригу. Жил он там почти затворником, посетителей принимал редко. Сам Валентин Пикуль объяснял причину переезда с женой — это улучшения их жилищных условий.В Ригу он перевез колоссальную библиотеку — более 10 тысяч томов. Прежде чем садиться за роман, Пикуль изучал всю литературу по теме, искал переводы иностранных источников. Он знакомился с воспоминаниями очевидцев, находившихся по разную сторону баррикад. На каждого из персонажей Пикуль заводил карточку, куда выписывал интересные факты из жизни героя. В такой картотеке хранилось более тысячи карточек. Писатель также много общался с профессиональными историками.

«Литература для меня — не увлечение. Это моя профессия, — делился он. — Но я еще имею кое-что и для души. Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне два увлечения: русскую генеалогию и русскую иконографию (наука о портретах). Не будь у меня этих увлечений, мой литературный путь был бы обедненным…» 

Перестройку Пикуль принял, но не с восторгом. 

В настоящее время Латвия могла бы гордиться тем, что в Риге жил и работал Валентин Пикуль — один из самых известных русских писателей второй половины XX века. Но память о Валентине Саввиче живёт в стране лишь благодаря его вдове Антонине Ильиничне, дочери Марине и энтузиастам, изучающим военно-морскую историю. В разные годы велись переговоры о возвращении архива писателя в Россию. Рассматривалось создание персонального музея В. Пикуля, а также передача архива писателя в собрание Центрального военно-морского музея в г. Санкт-Петербурге или Музея морского флота в Москве, но окончательное решение до сих пор не принято.

Последним романом, над которым работал Пикуль, стал «Барбаросса». В планах писателя было создание его двух томов. Но, сочинив лишь большую часть первого, Валентин Пикуль скончался 16 июля 1990 года от сердечного приступа. Писателя похоронили на рижском Лесном кладбище. Роман — размышление, как называл сам писатель неоконченное произведение был опубликован в 1991 году.

Юбилею выдающегося романиста посвящена книжная выставка. Автор исторических романов. На выставке представлены книги Валентина Пикуля из фонда библиотеки. Приглашаем!
 
 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться