Стихи не пишутся — случаются…

В этот день, 12 мая, в 1933 году в Москве родился русский поэт и прозаик Андрей Вознесенский. В этот день ему исполнилось бы 90 лет.

Андрей Андреевич Вознесенский – советский поэт — классик XX века. Яркий представитель поколения шестидесятников, получивший широкую известность во время хрущевской оттепели, он писал не только стихи, но и публицистику.

Вознесенский считал себя последователем Владимира Маяковского и был единственным учеником Бориса Пастернака. Он первым стал работать в новом жанре поэзии — видеомы. Написал либретто к легендарному спектаклю «Антимиры» и всемирно известной рок-опере «Юнона и Авось», а эстрадные песни с текстами Андрея Вознесенского остаются известными и сегодня.Тяга к поэзии проявилась у Вознесенского еще в юности. Свои детские стихи поэт никогда не упоминал, хотя, очевидно, что они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил. В 1957 году Вознесенский окончил Московский архитектурный институт и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературе. В 1958 году его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в культурное пространство современности, получив признание миллионов читателей. «Ваше вступление в литературу — стремительное, бурное, я рад, что до него дожил», — писал Пастернак из больницы.

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта — «Парабола» и «Мозаика». Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша»(1962). Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная, поэзия Вознесенского воплощала в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические «порывы» ломали устоявшиеся каноны официальной советской поэзии. Все громче и чаще слышались негодующие возгласы литературных ортодоксов и просто завистников. От тех времен сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, на котором рабочий выметает метлой «идеологический мусор», в котором наиболее заметна книжечка с названием «Треугольная груша».

Его стихи переводил на английский сам Роберт Кеннеди, а классик американской литературы называл его своим другом. При этом сам Вознесенский не питал иллюзий – он точно знал, кто встречается ему на пути в его зарубежных поездках:
В Америке, пропахшей мраком,
камелией и аммиаком,
В отелях лунных, как олени,
по алюминиевым аллеям,
Пыхтя как будто тягачи,
За мною ходят стукачи.

Цикл стихов Вознесенского «Антимиры» (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке; в этом спектакле впервые на сцену с гитарой вышел Владимир Высоцкий. Также на Таганке был поставлен спектакль «Берегите ваши лица», снятый сразу же после премьеры.
В 1970 году А.А. Вознесенский написал поэму «Авось». Эта поэма легла в основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось» на текст Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова, созданная для «Ленкома».Совпадение этих гениев, представляющих разные направления искусства, в пространстве и времени и обусловило долгую жизнь любимой многими постановки «Юнона и Авось». Хотя изначально никто из авторов не был уверен в успехе.

На стихи Вознесенского написано много песен. Самые известные из них – «Барабан» в исполнении Николая Гнатюка, конечно же – «Миллион алых роз», которую пела Пугачева. Но одной из первых песен была не особенно известная «Не исчезай» на музыку Микаэла Таривердиева. Это было одним из лучших и одним из самых странных его произведений. Песню исполнял дуэт Сергея Тараненко и Галины Бесединой, который создал сам Микаэл Таривердиев. Во время одного из исполнений «Не исчезай» Сергей Тараненко умер прямо на сцене, со словами Вознесенского на губах. «Но все равно, даже если исчезну сам, я исчезнуть тебе не дам, не исчезай», — теперь эти слова поет оставшаяся одна Галина Беседина в память и о Вознесенском, и о Таривердиеве, и о Сергее Тараненко.

Два поэта

Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко слыли непримиримыми соперниками. С чего началась вражда – история мутная и никто в ней толком не разобрался. Но руки они друг другу не подавали, на одних мероприятиях старались не бывать, а в интервью поэты активно подкладывали друг другу шпильки. Вознесенский не раз говорил о том, что Евтушенко больше всего нравятся его собственные «похоронные» стихи, потому что они длинные. Примирились поэты незадолго до смерти Вознесенского на праздновании Масленицы у журналиста Льва Колодного. Впервые поэты пожали друг другу руки и заплакали. Как и предсказывал Вознесенский, Евтушенко выступил на его похоронах. Причем, выступление его было едва ли не самым искренним и трогательным. И «похоронные стихи» были на высоте:

Не стало поэта,
и сразу не стало так многого,
и это неназванное
не заменит никто и ничто.
Неясное «это»
превыше, чем премия Нобеля, —
оно безымянно,
и этим бессмертней зато.
Не стало поэта,

Вдохновляющие встречи

Жаклин Кеннеди-Онассис и Андрей Вознесенский станут главными героями книги-альбома «Поэт и леди». Одна из лучших глав книги — «Я был заклинен тогда на Жаклин». В ней автор посвящает в историю взаимоотношений поэта с семьей убитого президента Кеннеди. 

Жаклин, или Джеки, – как ее называл весь мир, была не просто первой леди Америки, но и тонкой, глубоко чувствующей натурой. Она была очарована русским поэтом и его творчеством. Он же писал о ней: «Жаклин (…) была для меня одной из самых дорогих и необходимых мне фигур западной культуры. Рафинированная европейка, со звездностью и безошибочностью вкуса… И Россия была ее страстью». История этой дружбы, которая развивалась на фоне холодной войны и железного занавеса, сегодня кажется особенно удивительной. Поэму «До свидания, Тедди Кеннеди» Вознесенский посвятил не только покойному, но и Жаклин и всем братьям Кеннеди.

С увлеченностью читаются эпизоды о поездке в Америку и во Францию. Прославленные люди искусства общались с Вознесенским не просто из любопытства. Взаимная радость не скрывалась. В 2004-м в Лос-Анджелесе большую публику собрал фестиваль «Русские ночи». Андрей был приглашен. Он вручил почетный приз актрисе Шарон Стоун и передал посвященные ей стихи. Актриса тут же прочла их перевод на английский.
Дастин Хоффман произнес яркую речь о русской литературе. Называл имена великих, среди них — и Солженицын, и Вознесенский. Ему крикнули из зала: «Вознесенский здесь». Говорят, Хоффман прыгнул со сцены, бежал через два ряда и «душил в объятиях поэта».

Андрей Вознесенский оставил после себя не только стихи, но и архитектурные работы. Ведь по профессии поэт был архитектором и закончил Архитектурный институт. Одну из таких работ мы можем видеть на Тишинской площади. Это монумент «Дружба навеки». Скульптура выполнена Зурабом Церетели, но архитектурные расчеты для нее сделал Андрей Вознесенский.

В жизни Андрея Вознесенского было много странных совпадений, похожих на знаменитые «вознесенские» рифмы. Странное совпадение. Изначально памятник предназначался для матери поэта. У поэта есть строчки «Я отменил материнские похороны». Когда умерла мама Андрея Вознесенского, он не успевал на ее похороны. Но, приехав в последнюю минуту, успел не только проститься. Он увёз гроб с телом с Донского кладбища со словами «не дам сжигать». Два дня поэт обивал пороги высоких инстанций, добиваясь места для матери на Новодевичьем, рядом с отцом. Для неё он придумал надгробие: трехтонный шар серого гранита на наклонной плоскости. Его удерживает от падения небольшой крест. Смысл конструкции прост и понятен: от падения в бездну нас удерживает вера. Знал ли он, что создал памятник самому себе?

Андрей Вознесенский умер 1 июня 2010 г. на даче в Переделкино. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Именно таким, свободным — с шарфом вместо галстука и с экстравагантной рифмой — он запомнился современникам.

Предлагаем вашему вниманию сборники стихотворений Андрея Вознесенского. Приходите в библиотеку. Знакомьтесь с творчеством поэта.

Вознесенский А.А. Избранное

Вознесенский А.А. Избранное / А.А.Вознесенский. — Москва. : Эксмо, 2008. — 384 с.

Андрей Вознесенский ворожит-завораживает, иронизируя, играя, перетекая через ритм от звука, намека и недомолвок к всепоглощающему смыслу в пространстве собственных слов и строф,» — писал Эрнст Неизвестный. Поэтические озарения большого поэта возникают в обыденной жизни, но этим они еще более ценны. При всех открытиях в области звуковых метафор, видеом, кругометров А. Вознесенский не теряет главное свойство своей поэзии — нежный трагический лиризм. Автор либретто к знаменитой рок-опере «»Юнона» и «Авось»», объехавшей весь мир, всенародно любимых романсов «Сага», «Белый шиповник», песен, среди которых «Миллион роз», «Вальс при свечах», «На бис», «Часы»… Все эти песни и другие, любимые читателями стихотворения, собраны в этой книге.

Вознесенский А.А. Прорабы духа

Вознесенский А.А. Прорабы духа / А.А.Вознесенский. — Москва. : Сов.писатель, 1984. — 496 с.

Книгу известного советского поэта лауреата Государственной премии СССР Андрея Вознесенского «Прорабы духа» составляют прозаические и поэтические произведения, написанные им в разные годы и публиковавшиеся как на страницах периодической печати.

Вознесенский А.А. Ров

Вознесенский А.А. Ров / А.А.Вознесенский. — Москва. : Сов.писатель, 1987. — 736 с.

Книгу известного поэта, лауреата Государственной премии СССР Андрея Вознесенского, составляют стихи и проза, написанные им в разные годы и опубликованные как в периодической печати, так и в его сборниках. Новая книга поэта А.Вознесенского свидетельствует о том, что поэт не довольствуется достигнутым ранее, находится в постоянном творческом поиске. Он обращается к новому материалу, ищет новые изобразительные средства. В книгу вошли сборники стихов «Человек породы сенбернар», «Малый зал», «Мне четырнадцать лет» (проза), «Сегодня как вчера».

Вознесенский А.А. Стихотворения

Вознесенский А.А. Стихотворения / А.А.Вознесенский. — Москва. : Профиздат, 2001. — 304 с. — (Поэзия XX века).

Талантливый человек всегда универсален. В этом сборнике стихов Андрей Вознесенский представлен как лирик, романтик с трагически мятущейся душой, болеющий за людей, за мир вокруг нас. Его поэтические озарения возникают среди обыденной жизни, но тем они ценнее. Открытые им в поэзии звуковые метафоры, видеомы и кругометы — это генофонд русской поэзии. «Он — маг! — писал об Андрее Вознесенском Эрнст Неизвестный. — Поэт и художник — маги по своему назначению и предназначению. Они обладают изначальным знанием подлинных имен вещей и способны вызвать их из небытия, облекая в форму».

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться