Три Великих Спаса. Что означает слово «Спас»?
Последний летний месяц очень богат не только щедрыми дарами природы, но и православными праздниками. Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый. Август — солнечный, щедрый, бархатный месяц. Наши предки называли его – жнивень, серпень (время разгара жатвы).
Что означает слово «Спас»? Спас – сокращенная форма от слова Спаситель – Иисус Христос. Словом «Спас» народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу. В народе есть своё объяснение названию праздника — в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа — своя история и даже свои праздничные угощения к столу.
14 августа — Медовый Спас, или Спас на воде
Каждый год в августе начинается большой цикл праздников. Посвящены сбору урожая и освящению собранных даров природы.
Первый Спас – Медовый (он же Маковей, он же Спас на воде). Женщины собирали маковейный цветок. Это был букет, в котором каждый цветок нёс смысл оберега.
В нём обязательно была калина, которая девушек красила, делала привлекательными, нежными.
- Календула берегла от болезней.
- Колосья овса были символом плодородия земли.
- Мята несла в дом мир.
- Маковые коробочки на ножках символизировали полную чашу в доме.
- Душица давала спокойствие.
Букет обвивали красной тканой лентой, освящали и хранили до следующего года на окне. Называли такой букет маковейник.
Название Медовый Спас тоже не случайное. Это день начала сбора мёда. Было поверье — начиная со Спаса пчёлы больше не собирают нектар с цветов. Мёд освящали, ели в этот день его вдоволь, начинали печь медовые пряники, ставили медовуху на праздник.
Мокрым Спас называют, так как славяне верили, что в этот день вода приобретает целебные свойства. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.
Главный напиток Медового Спаса — питной мёд. Настаивался такой мёд десяток лет. «Ставленный» мёд состоял на треть из ягод и на две трети из самого мёда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мёд-пятилеток.
Медовый спас является началом Успенского поста, а также днём памяти Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Успенский пост длится всего две недели – с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой же строгий, как и Великий.
19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе
Его отмечают через 6 дней после Медового. До этого праздника славяне фрукты и овощи не ели, могли есть только огурцы. А с момента, когда наступал праздник, чему были рады дети, в каждой семье угощали друг друга дарами лета. Но только после того, как волхвы (в славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями и гаданиями) освятят урожай и угостят нищих.
Яблочный Спас требовал яблочного меню. В каждом блюде должны быть яблоки. Птица с яблоками и мёдом. Тушки кур и уток обмазывали мёдом, закладывали в чрево яблоки и выдерживали в русской печи. Обязательно готовили пироги с яблоками, а тесто делали на малиновых дрожжах. Яблоки в этот же день сушили, мочили, квасили.
Девушки стремились откусить кусочек первого снятого яблока, чтобы загадать желание. Была примета: если муха или слепень сядут на человека дважды, то в грядущем году будет удача.
Если в праздник нет дождя и жарко, то зимой будет мало снега. Когда шёл ливень, то ждали обильных снегопадов.
Поскольку ночи после Яблочного Спаса становились холодными, день стали называть Осенины. Начинало пахнуть осенью.
Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.
29 августа — Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах
Ореховым Спасом этот день называли, поскольку орех созревал, его можно было уже срывать и есть, а обобранные ветви срезали и делали из них веники. Было поверье, что эти веники любую хворь выхлестывают. Много ореха — много ржи. А рожь славяне любили. Из неё делали хлеб, пекли ржаные шаньги, заваривали с ней похлебку.
Пришёл к нам третий Спас, он хлеба припас. Это день, когда из новой муки, которую только намололи, в каждой семье пекли хлеб. Над первым хлебом читают заговор на здоровье и достаток. Обязательно самая старшая женщина в семье на рассвете замешивала опару и тщательно топила печь. Потом пекла хлеб. А домашние потом смотрели: каравай пышный, прекрасно поднялся, значит, не будет голода и болезней. Хлеб нового урожая обязательно освящали волхвы (в более поздние времена старцы, а сейчас — священники). Конечно, в этот день было обильное застолье. Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. Завершался день мытьем в бане.
Был интересный обычай. Самый старший мужчина в семье угощал хлебом самого маленького. Считалось, что тогда род не прервется.
Следили за журавлями. Если они на Хлебный Спас стали сбиваться в стаи и улетать, то на Покров будет морозно. Частые грозы в августе — к тёплой осени.
Этот Спас называли еще Холщовый. Название появилось в более поздние времена, поскольку к Хлебному Спасу приурочивали ярмарки. А где ярмарка — там торговля тканями (холстом).
После трёх Спасов, пора прощаться с летом. Позади прекрасная пора, но впереди ещё лучше, дай Бог!