Этот загадочный гоголевский мир

«Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно».
Н.В. Гоголь

В этом году 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения одного из самых мистических и загадочных писателей русской литературы — Николая Васильевича Гоголя. Его жизнь, творчество и смерть до сих пор будоражат умы историков, ученых и читателей.

Будущий гений русской классики родился в Полтавской губернии. Его настоящая фамилия Яновский. Однако, чтобы придать себе важности и выделиться из толпы, писатель решил взять фамилию деда Афанасия Демьяновича — Гоголь-Яновский, поскольку тот был дворянином. Писатель носил такую фамилию до 1830 года. Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем.

Он создал великие произведения, покоряющие правдивостью своих образов и художественным совершенством: «Мертвые души»,«Ревизор», «Женитьба», «Тарас Бульба», «Вий», «Шинель», «Портрет», сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ирония и сатира, «смех сквозь слезы» над людскими пороками и мистика — верные спутники писателя. Его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространство, и каждое поколение находит в них новые грани и новое содержание. 

«Кто же это назвал Гоголя реалистом? Помню я свои школьные учебники — Гоголь только реалистом в них и был. А что же такого реалистичного? Черт, на котором Вакула летит в Петербург? Черевички, которые царица дарит ему для Оксанки? Солоха, которая сама ведьма? Что же в нем такого реалистичного? Или, может быть, нос, который оторвался и гуляет сам по себе по Петербургу? У Гоголя все построено на великолепном писательском воображении. Он помнит, что еще в детстве делал так: стоит человеку пройти мимо него, а он, мальчиком, домысливает его биографию. Кем этот человек был? В какой семье живет? Куда он идет? Кем он хочет стать? И так рождались фантомы, Гоголевские фантомы — призраки, населяющие художественный мир Гоголя. Все у Гоголя чересчур, невероятно яркое, запоминающееся. Этот мир выглядит удивительным созданием писательского воображения и писательской фантазии». (Б. Ланин).Гоголь придумывал, то есть создавал целые миры. По приезде в Петербург он пытается выдумать Петербург — и вдруг после «Петербургских повестей» в этом городе становятся модными депрессия, ночные кошмары и мания величия. В «Ревизоре» он придумал уездный город и типы провинциальных чиновников

«Мертвые души» — это придуманные странствия по России. Убогая и обильная, мечтательная и бессильная, расточительная и скопидомная — в лице представших перед взором Чичикова карикатурных помещиков, — эта Россия была воспринята современниками как настоящая, как последняя правда о ней. Придуманные Гоголем миры воспринимались как реальные, настоящие, более правдивые, чем правда.

Каким он был со своими современниками? Воспоминания гласят, что общаться с ним было непросто: характер тяжелый и непредсказуемый. Гоголь относился к себе очень странно: плохо питался, никогда не заботился о том, как он выглядит, очень стеснялся своего выговора, рядом с ним редко видели девушек — да, пожалуй, что и вообще не видели. У Гоголя было много страхов и странностей. Например, он был болезненно мнителен; в какой-то момент решил, что болен смертельной болезнью желудка и что из пищи ему подойдут только спагетти, которые умеют готовить только в Риме. Гоголь вообще любил Рим: он для него был спасительным, ему не хватало в Петербурге солнца. Но, надо сказать, и другим городам Европы он с удовольствием отдавал дань: бывал в Дюссельдорфе, в Париже, в Ницце, радостно путешествовал по Швейцарии, восхищался заснеженными вершинами Альп. Там, вдалеке от дома, он писал свои великие произведения о России — и гордился этим, и говорил, что так он устроен: что чем дальше он, тем лучше ему видится Россия, тем лучше он её представляет и воспринимает.Сочинения писателя поражают нас богатством языка, вызывая смех и глубокие раздумья о человеке, природе, родине.

Тем, кто знаком с творчеством Николая Васильевича Гоголя, желаем нового прочтения его произведений и мироощущений. А тем, кто впервые возьмёт в руки гоголевскую книгу и откроет для себя её сюжетную линию, — насладится особым лиризмом, сатирическим пафосом, комизмом, поэтическим слогом и тонким юмором автора. Предлагаем подборку книг из фонда нашей библиотеки.

Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя 'Ревизор'

Войтоловская, Элла Львовна Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» : комментарии / Элла Львовна Войтоловская. — Ленинград : «Просвещение» , 1971. — 270 с. : ил.

Комедия Н.В. Гоголя 16+ Книга написана как пособие для учителей преподавателем Педагогического института имени Герцена. Содержание: Работа Гоголя над комедией, Современная Гоголю критика, Чиновничья Россия времен Гоголя, Комментарии по действиям, Сценическая история комедии, О некоторых исполнителях роли Хлестакова. Книга написана хорошим литературным языком, доступна для учителей и учеников старших классов и всех, интересующихся русской литературой. Немного об авторе: Элла Львовна в период сталинщины отсидела энное количество лет в лагерях, там же потеряла мужа. После выхода из лагеря после смерти изверга вернулась к преподаванию литературы, продолжила занятия литературой и написала несколько книг о русских писателях 19-го века, по методике преподавания.

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки
«

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки / Н.В.Гоголь. — Москва: АСТ, 2018. — 352 с. — (Школьное чтение).

Николай Гоголь - Вечера на хуторе близ Диканьки обложка книги12+ Вечера на хуторе близ Диканьки» — одна из первых книг Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). Книга состоит из восьми повестей. В ней, по словам писателя, запечатлены «первые сладкие минуты молодого вдохновения». «Вечера на хуторе» — это устные рассказы, легенды, байки. Действие повестей переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII век («Вечер накануне Ивана Купалы»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством») и вновь в XVII («Страшная месть») и опять в XIX («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»). В этом калейдоскопе эпох Гоголь изображает малороссийскую народно-праздничную и ярмарочную жизнь. Праздник с его вольностью и весельем, связанные с ним поверья и события, выводят героев из привычного существования, делая невозможное возможным. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлении народа о прошлом и настоящем, о добре и зле. «…прочёл Вечера близ Диканьки, — писал А.С. Пушкин в одном из писем к издателю. — Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..»

Гоголь Н.В. Избранные статьи

Гоголь Н.В. Избранные статьи / Н.В.Гоголь. — Москва: Современник, 1980. — 332 с. — (Б-ка «Любителям рос. словесности»).

16+ В сборник вошли статьи великого русского писателя о литературе и искусстве. В целом они дают полное представление о Гоголе-критике, Гоголе-публицисте, о его художнических привязанностях и мировоззрении.

Гоголь Н.В. Мёртвые души

Гоголь. Николай Васильевич Мёртвые души / Николай Васильевич Гоголь. — Москва: АСТ, 2022. — 350 с. — (Русская классика).

Николай Гоголь - Мертвые души обложка книги16+ Поэма «Мертвые души» — одно из грандиознейших произведений русской литературы, не потерявшее своего значения и сегодня. Маниловы, Коробочки и Плюшкины, Ноздревы, Собакевичи и, конечно, Чичиковы — представителей этих характеров, виртуозно выписанных Гоголем, можно встретить и по сей день. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) – признанный классик русской литературы, знаменитый на весь мир прозаик и драматург. Гоголя читают, любят и знают многие поколения читателей – от мала до велика. 

Гоголь Н.В. Ревизор

Гоголь, Н.В. Ревизор : комедия в пяти действиях / Н.В. Гоголь. — Тверь : Мартин, 2017. — 157 с. : ил. — (Малая избранная классика).

12+ Комедия «Ревизор» — вершина творчества Гоголя-драматурга, в пьесе соединены критика российской общественной жизни XIX века, сатирическое изображение русских характеров. «Выбранные места из переписки с друзьями» — духовное завещание Гоголя, главная тема которого — соотношение Церкви и культуры.

Гоголь Н.В. Тарас Бульба

Гоголь, Николай Васильевич Тарас Бульба : повести / Николай Васильевич Гоголь. — Москва : Эксмо, 2021. — 288 с. — (Всемирная литература).

«Миргород» Н.В. Гоголя по праву считается шедевром русской литературы. Вошедшие в его состав повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». «Вий», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» составляют золотой фонд отечественной классики, что подтверждают многочисленные экранизации и театральные постановки.

Машинский С.И. Художественный мир Гоголя

Машинский, С.И. Художественный мир Гоголя / С.И. Машинский. — Москва: «Просвещение», 1971. — 512 с.

16+ В книге прослежены основные вехи творческого пути Н. В. Гоголя, показано художественное своеобразие его творчества и определено значение великого писателя для передовой общественной мысли и отечественной литературы XIX века.

Чего боялся Гоголь и загадочные обстоятельства его смерти

Смерть Гоголя и по сей день продолжает считаться одним из самых загадочных событий в истории литературы. В 1839 году классик схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию), тогда ему чудом удалось избежать смерти. Но болезнь поразила мозг писателя. Особенно в последние годы жизни Гоголь был подвержен обморочным состояниям и страдал от страшных видений. Литератор очень боялся, что его похоронят заживо.

Николай Васильевич умер 21 февраля 1852 года в возрасте 42 лет. Официальной причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Однако среди историков бытует другое мнение: они верят, что Гоголь не скончался, а впал в летаргический сон, и его похоронили, когда тот был еще жив.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться