Толстой А.К. – поэт, прозаик, драматург

В день 205-летия писателя Москаленская центральная библиотека представляет вашему вниманию литературный обзор «Толстой А.К. – поэт, прозаик, драматург», где вы познакомитесь с многогранной личностью и творчеством Толстого, с самыми известными произведениями писателя.


5 сентября 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье родился Алексей Константинович Толстой – незабываемый поэт и драматург, замечательный романист, основатель жанра русской исторической баллады. Он внёс значительный вклад в прозу, драматургию, поэзию. Занимался переводами чужих творений. Особенно известен он как сатирик.
Его отец Константин Толстой служил советником в Государственном ассигнационном банке. Он происходил из старинного дворянского рода: его родным братом был художник Фёдор Толстой, а дальним родственником — писатель Лев Толстой.
После рождения ребенка семья Толстых распалась и мать вместе с сыном уехала на Украину. Детство маленького Алексея прошло в Черниговской губернии.
Мальчик получил великолепное домашнее образование. Значительное влияние на характер и мировоззрение мальчика оказал его родной дядя А. А. Петровский, который был довольно известным писателем того времени и активным сторонником декабристов. Именно он стал прототипом в романе «Война и мир» при создании образа Пьера. Некоторые сказки дядя специально сочинял для своего племянника, например, дошедшая до наших дней сказка «Черная курица». Под влиянием дяди Алексей начал интересоваться и заниматься литературой.
В 1826 году Антоний Погорельский с сестрой и племянником переехал в Санкт-Петербург. Он был знаком с поэтом Василием Жуковским, наставником цесаревича — будущего императора Александра II. По протекции Жуковского Алексея Толстого представили наследнику престола, и он вошёл в число детей, с которыми Александр играл по воскресеньям.
В 17 лет был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 получил звание камер-юнкера.
Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста. Писал стихи, фантастические повести.
Наиболее популярными считаются следующие произведения писателя:
«Князь Серебряный»;
«Семья вурдалака»;
«Упырь»;
«Волчий приёмыш».


Алексей Константинович Толстой — один из зачинателей произведений ужасов в русской литературе. Его повести «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет» и по сей день внушают страх. Но и привлекают к себе читателей — так живо и убедительно они написаны.
Когда Толстой в Зимнем дворце читал роман «Князь Серебряный» в присутствии царской семьи, императрица Мария Александровна подарила ему золотой брелок в виде книги: на одной стороне славянской вязью выведено «Мария», на другой — «В память Князя Серебряного».
И, конечно же, говоря об Алексее Толстом, нельзя не сказать о его сатирических стихах. Знаменитый Козьма Прутков, созданный Толстым совместно с его двоюродными братьями Жемчужниковыми, и по сей день даёт афоризмы на все случаи жизни.

• Никто не обнимет необъятного.

• Лучше скажи мало, но хорошо.

• Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

• Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют.

• Единожды солгавши, кто тебе поверит?

• Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

В своей сатире Толстой высмеивает глупость, жадность, приспособленчество, угодливость, пресмыкательство перед начальством.
И вершина сатиры — «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Взяв эпиграфом слова из «Повести временных лет»…«Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», Толстой обыгрывает попытки властей насадить этот самый порядок сначала на Руси, потом в России. Именно «насадить», привнеся в русскую землю обычаи иных земель.
В 1866-1870 опубликовал историческую трилогию, включавшую трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».

Ещё раз подчеркнём, Толстой получил прекрасное образование. Он знал несколько иностранных языков, но больше всего ему нравился немецкий, на котором он написал несколько своих стихотворений. Переводил стихи Джорджа Байрона, Иоганна Гёте, Генриха Гейне, Виктора Гюго, а также народные стихи и баллады.

Алексей Константинович проявил себя как талантливый драматург. Его пьесы пользовались успехом в театрах Москвы и Санкт-Петербурга. 

С возрастом здоровье Алексея Толстого ухудшалось, он страдал от головных болей и вынужден был часто ездить на лечение в Европу. В 1875 году писатель скончался в своем имении в Черниговской губернии.

Список рекомендуемой литературы к прочтению:

Толстой Алексей Константинович. Князь Серебряный

Толстой, Алексей Константинович. Князь Серебряный / А. К. Толстой; [Вступ. ст. В. Тонких]. — Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозем. края : Изд-во ТОО ПКФ «Экса», 1995. — 431 с.

В романе А. К. Толстого рассказывается о коренном переломе в русской истории в XVI в. В центре повествования образ Ивана Грозного — деспотичного, жестокого, вероломного царя.
Автор знакомит читателей с многочисленными представителями русского народа: князьями, боярами, крестьянами, воинами, песенниками, разбойниками. В романе действует много исторических личностей: боярин Годунов, князья — отец и сын Басмановы, Вяземский, Грязной, а также жестокий палач Малюта Скуратов.
Им противостоят светлые образы князя Серебряного и боярина Морозова — патриотов, воинов, умных и честных людей.

Жуков Дмитрий Анатольевич. Алексей Константинович Толстой

Жуков, Дмитрий Анатольевич. Алексей Константинович Толстой / Дмитрий Жуков. — Москва: Мол. гвардия, 1982. — 383 с. — (Жизнь замечательных людей).

Книга рассказывает о жизни и творчестве замечательного русского поэта, драматурга и сатирика Алексея Константиновича Толстого — создателя популярного исторического романа «Князь Серебряный», одного из авторов знаменитого Козьмы Пруткова. А. К. Толстой представлен в живом общении со своими известными современниками, в ярких проявлениях общественной деятельности и личной жизни.

Когинов Юрий Иванович. Отшельник красного рога

Когинов, Юрий Иванович. Отшельник красного рога: Исторический роман / Юрий Когинов. – Москва: Армада, 1999. – 471 с. — (Русские писатели. А. К. Толстой)

Много ли в истории найдётся лиц, которым самим фактом происхождения предопределено место в кругу сильных мира сего? Но, наверное, ещё меньше тех, кто, следуя велению совести, обрёл в себе силы отказаться от самых искусительных соблазнов. Так распорядился своей судьбой один из благороднейших русских людей, граф, а в отечественной литературе талантливейший поэт и драматург — Алексей Константинович Толстой, жизни и творениям которого посвящён роман известного писателя-историка Ю. Когинова.

Толстой Алексей Константинович: Царь Фёдор Иоаннович: трагедия в пяти действиях

Толстой, Алексей Константинович: Царь Фёдор Иоаннович: трагедия в пяти действиях / А. К. Толстой; худ. Т. С. Цимберг. — Москва: Искусство, 1973. — 143 с.: ил.

«Царь Федор Иоаннович» — пьеса, созданная в 1868 году. Это часть драматической трилогии, в которой рассказывается о Смутном времени, о конфликте власти и добра. Эта пьеса является второй в трилогии. В течение 30 лет произведение, которое создал А. Толстой («Царь Федор Иоаннович»), было под запретом цензуры. МХТ открылся именно этой драмой в 1898 году.

Толстой Алексей Константинович. Дон Жуан

Толстой, Алексей Константинович. Дон Жуан: драматическая поэма / А. К. Толстой. — Москва: Центр книги Рудомино, 2009. – 157 с.

Дон Жуан в поэме Толстого необычен — он не развратник, не подлец, не совратитель женщин, а человек, ищущий любви, не находящий её и оттого разочаровавшийся во всём. Мистический план поэмы составляет спор о душе Дон Жуана и мироздании между сатаной и ангелами («небесными духами»), оборачивающийся христианской полемикой. Отвечая на критические замечания Б. М. Маркевича, Толстой так раскрывал свой замысел:
В ранней молодости он любил по-настоящему, но, постоянно обманываясь в своих чаяниях, он в конце концов перестал верить в идеал и горькое наслаждение стал находить, попирая ногами всё то, чему он некогда поклонялся. Я изображаю его в этот второй период. Привыкнув отрицать добро и совершенство, он не верит в них и тогда, когда встречает их в образе донны Анны. Своё чувство он принимает за похотливое желание, а между тем это любовь…

Толстой Алексей Константинович. Смерть Иоанна Грозного; Царь Фёдор Иоаннович; Царь Борис

Толстой, Алексей Константинович. Смерть Иоанна Грозного; Царь Фёдор Иоаннович; Царь Борис; Стихотворения / А. К. Толстой; [Вступ. ст. и примеч. А. Тархова; Ил. М. Пинкисевич]. — Москва : Худож. лит., 1988. – 526 с.

«Смерть Иоанна Грозного» — трагедия А. К. Толстого, написанная в 1866 году; первая часть исторической трилогии, второй частью которой стала трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» (1868), а заключительной — «Царь Борис» (1870). Основным историческим источником при работе над «Смертью Иоанна Грозного», как и над всей трилогией, для А. К. Толстого послужила «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Из неё автор заимствовал целый ряд сюжетных моментов и описательных деталей: в частности, в трагедии отразились отрывки, рисующие переживания Ивана IV после убийства сына, его попытку отказаться от престола и настроения боярства в связи с этим, описание осады Пскова, рассказ о явлении кометы и впечатлении, которая она произвела на царя.

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться