Голос эпохи. Клавдия Шульженко

24 марта исполнилось 115 лет со дня рождения легендарной советской певицы и актрисы Клавдии Ивановны Шульженко, прославившейся не только своим творчеством, но также и тем фактом, что звезда эстрады СССР являлась участницей Великой Отечественной войны. Имя её стало одной из самых любимых народом певиц, золотыми буквами вписано в историю нашей культуры.

Леонид Утесов однажды сказал: «Есть немало песен, которые живы в памяти народа, поются до сей поры только потому, что к ним приложила свое мастерство, свою душу Клавдия Шульженко».

Исполнительницу песни «Синий платочек» называли «голосом эпохи» и воспринимали как символ военного времени. Она отличалась дерзким нравом, могла отменить концерт из-за смерти любимой болонки и запросто отказалась от приглашения сына Иосифа Сталина встретить Новый год в Кремле. Или еще, был такой случай, история закрутилась вокруг ордена Ленина, которым советское правительство решило наградить певицу за ее многолетний труд на эстраде. Решили устроить церемонию награждения по второму разряду — не в Кремле, а в здании Моссовета. Об этом ей и сообщили по телефону. Но наша героиня была женщиной гордой и смелой, поэтому и ответ ее был соответствующим: «Только что я сшила для себя новое красивое платье. И если я достойна высокой награды, то эта награда должна быть достойно мне преподнесена! Иначе ваша железка мне не нужна». И она повесила трубку.

Детство и юность
Клавдия Шульженко родилась в одном из красивейших украинских городов – Харькове, 24 марта 1906 года. Отца звали Иван Шульженко, он работал бухгалтером Главного управления железной дороги.  Мама занималась воспитанием двух детей – Клавдии, и ее брата Николая. Отец девочки в свободное время играл на духовых инструментах, пел соло. Тогда были популярны любительские концерты, спектакли. Клавдия Шульженко постоянно принимала участие в художественной самодеятельности, в спектаклях, которые шли на сцене, сделанной прямо посреди двора. Спектакли вызывали жгучий интерес жителей соседних домой. Они приходили со своими стульями, табуретами, скамейками. При «входе» в театр на маленькой тумбочке стояла кружка, в которую зрители бросали «кто сколько может». Табличка, лежавшая рядом, сообщала, что эти сборы предназначались для оправдания расходов по постановке самого спектакля. Было поставлено множество пьес, чаще всего инсценировались сказки. Безусловно, в каждом спектакле были песни и танцы, и девочка обязательно пела – либо по ходу пьесы, либо в концертном отделении.

Девочка посещала гимназию, среди всех предметов отдавала предпочтение литературе. Очень любила читать русскую классику, знала наизусть массу стихов, которые часто декламировала перед знакомыми.
Родители настояли на том, чтобы дочь обучалась музыке в Харьковской консерватории, у знаменитого профессора Чемизова. Клавдия всю жизнь мечтала стать актрисой, но все же прислушалась к мнению профессионала, который считал, что ее голос поставила сама природа,  и что ей не стоит разбрасываться своим певческим талантом.

Театральные грёзы
Клаве очень нравилось, как поет ее папа, его красивый баритон звучал очень профессионально. Но она ничего не могла с собой поделать, сцена манила ее с детских лет. Она любила бывать в театре, куда часто ходила с папой, знала наизусть весь репертуар Харьковского драматического театра. Нравилось девочке и немое кино, но театр оставался ее самой большой любовью. В те годы режиссером этого театра был Николай Синельников, и пятнадцатилетняя Клавдия, прихватив с собой подружку для уверенности, отправилась к нему на прослушивание, а проще – «поступать в актрисы».

На прослушивание подружки приготовили несколько музыкальных композиций и маленький этюд. Аккомпаниатором девчонок был, тогда еще никому неизвестный, Исаак Дунаевский. Клавдия очень понравилась Синельникову, и он взял ее в труппу театра. Ее творческая биография началась с работы в эпизодах. Первой ролью начинающей актрисы была умершая Настасья Филипповна из 4-го акта постановки «Идиот». Кроме этого, девушка пела в хоре. На этом спектакле присутствовал отец Клавдии, и пришел к выводу, что дочь смотрится на сцене очень органично.

После этого девушка примерила на себя еще несколько ролей, зачастую ей приходилось петь со сцены. Кроме этого Клавдия выступала в клубах или со сцены других театров, после того, как отыграет постановку в своем театре. Уже тогда Шульженко приняла окончательное решение посвятить свою жизнь театру. В те годы у актрисы был расписан каждый шаг, не оставалось ни одной свободной минуты. Утром она репетировала в театре Синельникова, потом училась музыке и пению в консерватории, посещала хореографическую студию и танцы, а по вечерам была задействована в постановках.

Именно благодаря Синельникову у нее появилась своеобразная манера исполнения, она пела душевно, ярко, проникновенно. Режиссер часто говорил молодой актрисе, что она должна не просто петь, но и исполнять в этой песне все роли.

Участие в постановках родного театра и упорным занятиям в консерватории Клавдию начала узнавать харьковская публика. Хотя знаменитой актрисой Клавдия Ивановна так и не стала, в театре она играла в основном в массовке и пела в хоре, работа в драматическом театре не прошла для нее даром. Актерские способности Клавдии наиболее ярко проявились затем на эстраде, где ей удавалось почти все из актерского арсенала, который она приобрела на театральных подмостках: комедийные характеры, лирика, умение танцевать.

Для Клавдии Шульженко Харьков стал не просто городом детства и юности, но и зарождения серьезной любви. В 1928 году в этот город на гастроли приехал ее ровесник, одессит Владимир Коралли. В 1930 году она вышла замуж за Владимира, в мае 1932 года у них родился сын — Игорь. Семейная жизнь Шульженко и Коралли продолжалась 25 лет. В 1955 году они разошлись. 

Истинное признание и любовь публики пришли к Шульженко именно в Ленинграде, куда она уехала из Харькова в 1928 году и которому отдала затем половину своей жизни. В качестве эстрадной певицы весной 1928 года ее пригласили выступить на концерте, который был приурочен ко Дню печати, выступление состоялось на сцене Мариинского театра. Буквально за один вечер она стала знаменитой. На «бис» певицу вызывали на том концерте трижды, посыпались и предложения выступать. В 1929 году она становится солисткой Ленинградской эстрады и выступает в Московском мюзик-холле.

Одна за другой появляются пластинки с ее записями, которые расходятся тысячами. Её песни были простыми и понятными, а исполнение таким искренним и задушевным.

В 1934 году Шульженко успела сняться в фильме «Кто твой друг?» режиссера М. А. Авербаха в роли Веры. В 1936 году появились ее первые граммофонные записи. Фирма «Мелодия» выпускает ее первые большие шлягеры: «Андрюшу», «Дядю Ваню» и, конечно, «Руки» Лебедева-Кумача — ни с чем не сравнимую визитную карточку ранней Шульженко со взмахами руками-крыльями на сцене. В ней она и умирающий лебедь, и объятия любимого человека.

Осенью 1939 года состоялся первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Крайне строгое и авторитетное жюри конкурса не присудило никому первой премии, хотя среди выступающих конкурсантов было достаточно талантливых артистов. В то же время три песни — «Челита», «Записка» и «Девушка, прощай», которые были представлены Клавдией Шульженко, произвели и на зрителей, и на жюри очень сильное впечатление, позволив ей стать лауреатом конкурса. После его завершения ее популярность только выросла. На свет появлялось все больше пластинок с ее записями, и на магазинных прилавках они долго не задерживались.

В январе 1940 года в Ленинграде был образован джаз-оркестр под управлением супругов Владимира Коралли и Клавдии Шульженко, который был достаточно популярен и просуществовал до лета 1945 года. С первого дня Великой Отечественной войны данный коллектив превращается во фронтовой джаз-ансамбль, с которым Клавдия Шульженко и выступает перед солдатами Ленинградского фронта, иногда прямо на передовой. Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване, откуда она добровольно решает ехать на фронт. Сотни раз Шульженко выезжала на фронт, где выступала перед бойцами Красной Армии, ее песни звучали и на передовых позициях, и в госпиталях в тылу.

«Если приехала Шульженко, значит, завтра идем в наступление», — так говорили фронтовики. Имя Клавдии Шульженко было родным и знакомым каждому из них. Ведь именно она бесстрашно выступала перед солдатами.

Вспомним вовсе не забытую, а скорее, наоборот, песню «визитную карточку» певицы — «Синий платочек». Именно к ней Клавдия Ивановна чаще всего возвращалась в своих воспоминаниях:

«Не потому, – отмечала она, – что это была особо выдающаяся песня, а потому, что она оказалась нужной людям, сумела выразить настроение, волновала всех».

Это была песня, рожденная войной. Но в ней не было ни слова о войне, как таковой. Только близкие и дорогие каждому солдату образы: «кудри в платочке», «дорогие плечи», «радость встреч».

https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=E89TIyuGw9A&feature=emb_logo&ab_channel=IgorTimoshenkov

На экран вышел «Концерт фронту», где Шульженко, конечно же, исполняла свой шлягер. После этого ее завалили письмами с фронта. Особенно ей запомнилась история, которую поведал один фронтовик.

После страшного боя на Курской дуге он не мог разбудить своих солдат, нужно было поесть, но люди так устали, что готовы были умереть с голоду. А ведь скоро нужно снова подниматься в атаку. Солдаты спали, их не будили ни взрывы, ни команды. Тогда этот фронтовик крикнул: «За синий платочек! Вперед, за мной!»…«И все поднялись, как один, словно их живой водой окропили!»

Более 500 концертов дали артисты в годы войны, они выступали в осажденном Ленинграде, на Дороге Жизни, на линии фронта, под обстрелами. Два музыканта из труппы Шульженко умерли в Ленинграде от истощения. предлагали эвакуироваться. Клавдии Ивановне с супругом предлагали эвакуироваться, но она наотрез отказалась покидать город… Трудно поверить, что 12 июля 1942 года ей даже удалось спеть на сцене Ленинградского Дома Красной Армии (после этого выступления ей вручили медаль «За оборону Ленинграда»).

Из воспоминаний сына Клавдии Шульженко Игоря Кемпер: «Мама была мужественной женщиной и большой патриоткой. Каждое ее выступление на переднем крае можно назвать подвигом. В сопровождении джаз-оркестра она выступала в землянках, блиндажах. К счастью, судьба ее в годы войны хранила. Но и ее песни спасли жизнь не одному человеку. Однажды в 1946 году после концерта в Одесском летнем театре мама получила корзину цветов. А в ней — записка от летчика-бомбардировщика. Он рассказал, как, возвращаясь с боевого задания, был подбит фашистами и мечтал только об одном — дотянуть до своих. Неожиданно по радио услышал песню «Мама» — ее пела Клавдия Шульженко. Летчик почувствовал невероятный прилив сил, пересек линию фронта и добрался до наших». 

Фронтовые концерты Шульженко пользовались огромной популярностью. После одного из таких вступлений к певице подошел Герой Советского Союза, летчик Василий Голубев и признался: «Ваши песни нужны нам на фронте, как снаряды и патроны». Первые полтора года Клавдия Ивановна выступала перед бойцами на импровизированной сцене в гимнастерке. Пока один генерал не попросил: «Бойцы хотят видеть в вас отголосок мирного времени. Может, вы будете выступать в платье?». И с тех пор Шульженко возила с собой чемодан со сценическими нарядами. 

https://www.youtube.com/watch?v=keya9tCITdg&ab_channel=%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%90%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD

Есть даже такая легенда: когда Шульженко в очередной раз пела перед солдатами, начался страшный обстрел с неба. Певице скомандовали упасть на пол и закрыть руками голову. Она это сделала, но прежде схватила свой чемодан с концертным реквизитом и упала на него, защищая платья, которые так нравились её любимой военной публике и ей самой, — все знали, что Клавдия Шульженко частенько тратит все свои гонорары на платья, духи и украшения.

Великая певица со строптивым характером
Говорят, у Клавдии Ивановны был очень непростой характер – она часто бывала резка. При этом была перфекционисткой, репетировала каждую песню, как будто это спектакль. Этим ее знаменитым взмахам руками завидовали драматические актрисы. Но если ей не вовремя подали веер, который нужен был для песни, потом, за кулисами, провинившемуся сильно доставалось.

Надев концертное платье, Клавдия Ивановна уже не садилась, она стояла до своего выхода. Эти роскошные платья и французские духи были чуть ли не фетишем для Шульженко. Отказываясь до последнего покидать осажденный Ленинград, она, спускаясь в бомбоубежище, каждый раз брала с собой свои любимые коллекционные духи, а однажды, услышав взрывы на улице, защитила собственным телом чемодан с платьями, вместо того чтобы загородить им свою голову. Инстинкт актрисы, ничего не поделаешь.

Сложно сказать, насколько ей вредил собственный нрав, но однажды Клавдия Ивановна насмерть поссорилась с министром Фурцевой. Шульженко отправилась к ней просить квартиру для сына, но у Фурцевой было очень много посетителей и звезду попросили подождать. Тогда Шульженко в возмущении ушла, велев передать Фурцевой, что «министр ваш – невоспитанный человек». С тех пор Фурцева демонстративно уходила из зала, когда на сцену во время сборных концертов выходила Клавдия Ивановна. Это была чисто женская неприязнь.

Всю жизнь Клавдия Шульженко оставалась нормальной влюбчивой женщиной. Она и в пятьдесят увлекалась, страдала, ревновала, писала любовные стихи, забывая о том, что она уже народная артистка СССР, голос Победы и символ эпохи. 

https://www.youtube.com/watch?v=tWx_fniD8vk&ab_channel=brigand18

И в 70 лет блистала на сцене
Во всем, что касается работы, певица была требовательна. Не давала спуска ни музыкантам, ни конферансье. Характер такой. Про нее говорили: «Шульженко Клава — кипучая лава». Но, прежде всего, она не давала спуску себе. Рассказывали, что как только Шульженко переодевалась в концертное платье, она больше уже не присаживалась. Могла быть на ногах и три, и четыре часа. На каблуках, при полном параде. И так вплоть до 70 лет, когда она дала в Москве свой последний большой концерт. В зрительном зале были два ее бывших мужа. Любимые зрители. И ни одного пустого места. Как всегда — аншлаг. Цветы, цветы. Аплодисменты. И она — прямая как струна, с песнями, которые наизусть знала вся страна. Это было ее прощание. Потом гастроли сошли на нет. Стала подводить память.

Великую Клавдию Ивановну все боготворили, но в конце жизни певица-легенда жила на скромную пенсию. Она распродала почти все свои драгоценности, все картины, антиквариат, чтобы достойно провести свою старость. Шульженко не смогла расстаться только с роялем, который когда-то великий композитор Дмитрий Шостакович проиграл в карты.

Многие знали о бедственном положении Шульженко, но также многие знали, что она никогда не примет ни подачек, ни помощи — слишком гордая. Говорят, только Алле Пугачёвой удавалось хитрить и оставлять в доме Клавдии Ивановны продукты и деньги.

В 1984 году у легендарной певицы случился инсульт. 12 дней комы. Она скончалась, не приходя в сознание. Поклониться Клавдии Шульженко, чьи песни ценились на фронте не меньше боевых патронов, можно на Новодевичьем кладбище.

Однажды сын Игорь Владимирович написал в своем дневнике: «Мама, всё, что я хочу — чтобы люди помнили тебя всегда. Мне жаль, что великий твой талант не передался никому из потомков. Но, знаешь, мы с женой не потеряли надежду… Мне уже 82 года, мама. И я люблю тебя».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться